Народный президент Дагестана. Версия 7.0

В эти дни вся российская общественность наблюдает целую череду отставок глав субъектов страны. Пять губернаторов уже сложили свои полномочия, и, как ожидается, их примеру последует ещё несколько их коллег, показывавших в последние годы не самые лучшие результаты по управлению регионом.

Поэтому, наверное, самое лучшее время проверить отношение дагестанского общества и центров общественно-политического влияния к «скамейке запасных» глав Дагестана. Традиционно раз в полгода «Черновик» выясняет эти настроения путём проведения СМС-голосования за звание Народного президента Дагестана. В прошлый раз подобное голосование было в 2016 году и охватывало период с сентября по октябрь…

 

Балласт за борт

 

Но прежде чем подойти к описанию характеристик кандидатов в народные президенты, стоит сказать о тех процессах, что идут на федеральном уровне. Кремль проводит замену руководства в проблемных субъектах страны. На данный момент известно о пяти губернаторах, в добровольно-принудительном порядке написавших заявления об уходе.

Так, 6 февраля ушёл Виктор Басаргин. Его сменил глава Департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников. 7 февраля написал заявление об уходе глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Полномочия главы этого субъекта РФ временно исполняет замминистра транспорта России Алексей Цыденов. 13 февраля стало известно об уходе губернатора Новгородской области Сергея Митина, которого сменил гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин.

14 февраля подал в отставку губернатор Рязанской области Олег Ковалёв. Его, возглавлявшего область с 2008 года, обвиняли в решении земельных споров в пользу бизнеса, строительстве экологически неблагоприятных предприятий с целью извлечения личной выгоды, а в 2016 году СМИ прочили возможную отставку губернатора по состоянию здоровья. Сменил Ковалёва депутат Госдумы Николай Любимов, который, чтобы избежать внутриполитических конфликтов, предложил экс-губернатору стать его советником. (Своеобразная гарантия высшему должностному лицу субъекта РФ, прекратившему свои полномочия.) 15 февраля сложил полномочия и глава Карелии Александр Худилайнен. Его СМИ и политологическое сообщество неоднократно «отправляли в отставку», так как в различных рейтингах он постоянно находился в зоне риска. В частности, на скорую отставку намекало то, что 17 февраля 2016 года президент страны объявил главе Карелии выговор за срыв обязательств по переселению из ветхого жилья. Теперь врио главы Карелии – экс-руководитель ФССП Артур Парфенчиков.

По ожиданиям политологов, ещё примерно пять-шесть глав субъектов страны могут последовать на несомненно заслуженный отдых…

Учтём, что те главы, что уже ушли в отставку, дорабатывали свой срок полномочий, и перевыборы руководства этой пятёрки субъектов страны совпадают с грядущими в 2018 году президентскими выборами. С учётом того, что эти территории являются в социально-экономическом плане проблемными, высок уровень внутриполитической конкуренции, наблюдается рост протестных настроений, а выборы в этих субъектах страны (как и президентские) всенародные, Кремль принял решение избавиться от «балласта»: свергнуть непопулярных в народных массах губернаторов.

Решение здравое, так как принимать кадровые решения в разгар президентской  гонки – шаг рискованный, может элементарно не хватить времени убедить электорат в том, что не следует ассоциировать своего непопулярного губернатора с Владимиром Владимировичем Путиным! Нужно убедить народные массы прийти на избирательные участки и тем самым показать мировой общественности, что в нашей стране такой институт власти как президент является легитимным и поддерживается большинством населения России. Нужно убедить человека с бюллетенем, что в стране происходят перемены к лучшему – «вот, даже плохого губернатора сняли» – и долго не задумываться над тем, где ставить галочку. (Кстати, о выборах и участии в них большинства населения: в администрации президента России прорабатывается вопрос о том, как обеспечить явку 70% населения страны на избирательные участки и добиться того, чтобы не менее 70% из явившихся отдали свои голоса основному кандидату.)

Поэтому, скинув политический балласт из непопулярных губернаторов за борт большой политики, назначив в регионах новых руководителей, Кремль добивается в субъектах России кратковременного (примерно год-полтора) снятия напряжения, а также роста популярности федеральной власти. Читатель «Черновика» может вспомнить, какая эйфория испытывается в обществе, когда Кремль меняет непопулярного главу субъекта РФ на другого. Это наблюдалось в Дагестане в 2006, в 2010 и 2013 годах. Главный минус эйфории – через год-полтора наступает отрезвление и желание видеть результаты успешной политики нового лидера.

Многое зависит от звонка Путина

 

Процент доверия

 

«Черновик» не утверждает, что в числе тех, кого могут попросить написать заявление об уходе с открытой датой, находится и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Ранее (см. «Ещё два года» в «ЧК» №1 от 13.01.2017 г.) мы указывали, что у главы РД больше шансов остаться до конца срока, чем досрочно его покинуть. Но большую ясность внесёт его встреча с Кириенко, запланированная на 23–24 февраля. Несмотря на низкие рейтинги, Абдулатипов показывает свою уверенность в завтрашнем дне заявлениями вроде «Меня поддерживают Путин, Медведев и Аллах, иншааллах!». Его срок полномочий тоже истекает в сентябре 2018 года, но механизм назначения главы Дагестана не завязан на всенародных выборах, не нуждается в подгонке даты региональных выборов под день выборов президента страны. А абсолютно ручное управление Народным собранием Дагестана (оно утверждает одну из трёх кандидатур на пост главы РД, согласованную с партией, чья фракция представлена в НС РД, затем с президентом РФ и внесённую на рассмотрение в парламент) гарантирует безболезненную сменяемость руководства республики по первому требованию Кремля.

Кремль учитывает кавказскую специфику, которая показывает высокую явку населения на выборах любого уровня, что, несомненно, может пригодиться на выборах президента страны. (Согласно данным ИК РД, явка дагестанцев на выборах президента России 4 марта 2012 года составила 91,3%, за Путина проголосовало 92,84%. Опрос «Черновика» – «Доверяете ли вы власти?» – показал, что на выборы ходит 38,7% дагестанцев.)

Отметим, что Служба спецсвязи и информации ФСО РФ в своих результатах опроса, проводившихся ими с 31 октября по 18 ноября 2016 года, поставила главу РД на последнее, 85-е, место среди всех глав субъектов РФ по оценке населением его деятельности. «Безусловно положительно» деятельность главы РД оценивает 3,6% опрошенных, «скорее положительно» – 7%, «скорее отрицательно» – 25% и «безусловно отрицательно» – 44,4%. (Результаты опроса ФСО приведены в статье «В Москве экстремизм... В Дагестане – терроризм», «ЧК» №1 от 13.01.2017 г. ) К примеру, тот же отправленный в отставку Худилайнен находится на 83 месте…

 

Кандидаты в…

 

Кандидатами в Народные президенты становятся те общественно-политические деятели республики, которые прямым или косвенным путём оказывают значительное влияние на Дагестан, его жителей, различные сферы жизнедеятельности.

Нынешний список претерпел существенные изменения: из него выведены премьер РД Абдусамад Гамидов, экс-премьер РД Мухтар Меджидов, экс-депутат Госдумы Ризван Курбанов, а также начальник Академии ГПС РФ Шамсутдин Дагиров.

Список кандидатов представлен следующими персонами:

Абдурашид Магомедов, министр внутренних дел Дагестана. В последнее время необычайно активизировался на информационном поле республики: использует практически любой повод для демонстрации системы МВД как законопослушной, прозрачной, соблюдающей права и свободы граждан структуры, активно борющейся с преступностью, в том числе и в своих рядах. В выступлениях в тактично-дипломатичной манере даёт знать, что у МВД есть вопросы к деятельности депутата НС РД Раджаба Абдулатипова в бытность его руководителем УФМС РФ по РД, а также к инициативным группам махачкалинцев, сносящих без решения суда чужие заборы. Крепкие позиции как в системе МВД России, так и в Росгвардии (пользуется поддержкой замдиректора Росгвардии Сергея Ченчика);

Ахмад-хаджи Абдулаев, муфтий РД. «Черновик» традиционно включает Абдулаева в число народных президентов как признанного лидера дагестанских мусульман, влияющего на несколько сотен тысяч мюридов и последователей тариката, косвенно влияет он и на политическую ситуацию в республике. Тем более что Муфтият РД – активный участник различных госпрограмм по противодействию терроризму и экстремизму, проблемам наркомании;

Зиявудин Магомедов, магнат. Один из наиболее успешных дагестанских магнатов, развивающих глобальные проекты федерального масштаба. Имеет поддержку в Кремле (у одной из башен). В Дагестане, несмотря на, казалось бы, плотное присутствие, в том числе через образовательные проекты, только наращивает свои позиции;

Ильяс Умаханов, вице-спикер Совета Федерации. Рассматривается в качестве кандидата хотя бы в силу того, что уже давно в федеральной политике, заместитель третьего лица в государстве, достаточно плотно присутствует в дагестанской политической и финансово-экономической жизни;

Магомед Гаджиев, депутат Госдумы. Дружба с магнатом Сулейманом Керимовым, активное саморазвитие, наращивание связей на федеральном уровне и присутствие в дагестанской политике превращают Гаджиева в перспективную политическую фигуру. С учётом того, что ему сейчас 51 год (политически молод), в скором времени Гаджиев способен претендовать на роль если не главы РД, то премьер-министра точно. Заметим, что Госдума становится кадровым резервом губернаторов: Абдулатипов пришёл в Дагестан из Госдумы, так же как и Любимов перешёл из Госдумы на работу в Рязанскую область;

Магомедсалам Магомедов, заместитель руководителя АПР. Экс-спикер НС РД, экс-президент республики, ныне – зам-руководителя администрации президента России, Магомедов воспринимается как кадровый резерв Кремля на должность главы Дагестана. Опыт работы на федеральном уровне, в структуре, подготавливающей для президента страны те или иные решения, только укрепляет Магомедова;

Рамазан Абдулатипов, глава РД. Опытный политик, прекрасно знающий тонкости нормативного регулирования, психологию взаимоотношений высшего руководства страны и регионального звена. Несмотря на рейтинги, продолжает оставаться в центре внимания как популярный политик;

Сайгидгусейн Магомедов, руководитель УФК. Традиционный кандидат. Информационно закрыт. В 2010 году рассматривался как кандидат в президенты Дагестана. Прекрасно осведомлён о финансовых потоках в республике. Позиционируется как «человек Патрушева и Проничева». Отметим, что секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, как и экс-директор погранслужбы ФСБ Владимир Проничев – представители «карельского клана ФСБ», то есть ставших генералами в Карелии силовиков. Процессы, идущие на федеральном уровне, подпитывают активность и надежды Казначея;

Сергей Меликов, заместитель директора Росгвардии. Экс-полпред СКФО, имеющий дагестанские корни, наверное, оставил о себе, как о федеральном чиновнике, самое благоприятное впечатление в широких массах: его визиты в Дербент в период подготовки к юбилею, требования навести порядок в жилищно-коммунальной сфере и пр. разносы, которые по-генеральски устраивал Меликов местным чиновникам, придали ему ореол народного заступника. Он до сих пор рассматривается в СМИ республики как возможный кандидат в главы РД;

Сергей Ченчик, заместитель директора Росгвардии. Его фамилия как возможного кандидата в главы Дагестана была озвучена журналистом Максимом Шевченко. Ченчик, как экс-начальник ГУ МВД по СКФО, прекрасно знает Дагестан, основные организованные преступные группы республики, а также политические кланы. Минус: воспринимается в обществе как новый Ермолов, придерживающийся стратегии «Лес рубят – щепки летят». Включение его в СМС-голосование за звание Народного президента обусловлено желанием проверить, имеет ли Ченчик поддержку в дагестанском обществе;

Сулейман Керимов, магнат. Успешный бизнесмен, в последнее время аккуратно передаёт свои активы сыну Саиду. Ставший при жизни своего рода брендом успешного человека, Керимов всегда воспринимался не только как олигарх, но и как человек, который может возглавить республику и тоже превратить её в успешную. Правда, широким массам не известно, хочет ли сам Керимов княжить в Дагестане;

Хизри Шихсаидов, спикер НС РД. Опытный политик, преобразовавший работу дагестанского парламента, крупный латифундист, плотно опекающий различные политические процессы в республике. В активе Шихсаидова широкие связи на федеральном уровне, а также крепкие завязки в дагестанских группах влияния.

 

Условия СМС-голосования

 

Каждый раз, объявляя проведение СМС-голосования, «Черновик», к сожалению, вынужден предупреждать о следующих важных обстоятельствах, которые надо учитывать, читая данную статью и участвуя в «выборах» Народного президента:

Первое: из-за отсутствия в республике всенародных выборов главы республики и глав муниципальных образований, а также регулярно проводимых социологических исследований, связанных с популярностью того или иного политика, выяснения перечня тех политиков, кого народные массы видят в качестве потенциального руководителя Дагестана, наше издание вынуждено выяснять народное волеизъявление именно таким способом – СМС-голосованием.

Второе: данное СМС-голосование – для активных, неравнодушных людей, готовых выражать своё мнение, а не держать его в себе, лёжа на диване и возмущаясь в телевизор. Как и в любом голосовании, предлагаемое нами народное волеизъявление не лишено элемента манипуляций: команды поддержки кандидатов в народные президенты организовывают людей (близких родственников, соседей, друзей, подчинённые им коллективы и пр.) для отправки СМС-голоса на указанный нами номер телефона.

Третье: мы прекрасно осведомлены о таких механизмах, но в то же время считаем данное СМС-голосование максимально приближенным к реалиям нашей жизни, к выявлению политических и административных ресурсов кандидатов, их групп поддержки, способности организовать голосование и вовлечь в него близкий круг людей. «Черновик» неоднократно ранее утверждал и повторяет сейчас, что в случае проведения реальных выборов механизм голосования, формирование симпатии к кандидату и прочие моменты будут практически один в один (в организационном плане) повторять СМС-голосование.

Единственный способ избежать манипуляций – самостоятельно, путём анализа разнообразной информации формировать мнение о кандидате и так же самостоятельно выражать его, голосуя за того, за кого на самом деле хочется проголосовать. А не за того, на кого указывает начальник или начальник начальника… ]§[  

Ф. И. О. кандидата

в Народные президенты

Порядковый номер

для СМС-голосования*

Абдурашид Магомедов, министр внутренних дел Дагестана

ЧК1

Ахмад-хаджи Абдулаев, муфтий РД

ЧК2

Зиявудин Магомедов, магнат

ЧК3

Ильяс Умаханов, вице-спикер Совета Федерации

ЧК4

Магомед Гаджиев, депутат Госдумы

ЧК5

Магомедсалам Магомедов, заместитель руководителя АПР

ЧК6

Рамазан Абдулатипов, глава РД

ЧК7

Сайгидгусейн Магомедов, руководитель УФК

ЧК8

Сергей Меликов, заместитель директора Росгвардии

ЧК9

Сергей Ченчик, заместитель директора Росгвардии

ЧК10

Сулейман Керимов, магнат

ЧК11

Хизри Шихсаидов, спикер НС РД

ЧК12

 

Голосование за кандидата в Народные президенты РД осуществляется путём отправки на номер 8(909)478-48-88 СМС-сообщения, содержащего порядковый номер того или иного кандидата. Ваше СМС-сообщение, к примеру, может выглядеть так: ЧК13 Иванов. (В данном случае номер и фамилия вымышленные.) Стоимость СМС, отправленного на указанный номер, равна стоимости обычного СМС и взимается согласно ценам, установленным вашим оператором сотовой связи для абонентов.

СМС-голосование проводится в течение пяти недель. Каждые семь дней голосования (с 9:00 пятницы по 16:30 четверга) проводятся промежуточные итоги, которые публикуются в газете «Черновик». На каждом этапе голосования, то есть в течение недели, в поддержку своего кандидата можно отправить с одного номера телефона только одно СМС! Два и более СМС, присланные в поддержку своего кандидата с одного и того же номера, не учитываются!  Сообщения, отправленные через WhatsApp, а также иные мессенджеры не учитываются!

Из итоговых результатов также исключаются «аномальности» – подозрительно высокое или низкое количество голосов, отданных за кандидата, по сравнению с количеством СМС, отданных за него ранее. Лидером текущей недели становится лицо, набравшее в течение недели наибольшее количество СМС-голосов. Народным президентом становится лицо, набравшее наибольший балл после суммирования всех результатов и деления их на количество недель, в течение которых шло голосование.

 

Номер газеты