Народный президент Дагестана. Версия 5.0. Итог

СМС-голосование, объявленное редакцией «Черновика» на звание Народного президента Дагестана, наконец-то завершилось. Не ошибёмся, если скажем, что длившаяся месяц гонка (старт голосованию был дан 29 января) по своему накалу не уступала настоящим выборам: команды поддержки основных кандидатов, судя по результатам каждого этапа голосования, а также откликам в социальных сетях, привлекали всё большие ресурсы для удержания лидерских позиций. Неплохая тренировка и проверка своих возможностей накануне грядущих выборов!..

На этот раз внимание к СМС-голосованию было чрезвычайно повышенным! От наплыва тысяч СМС система подсчёта сообщений дала сбой, в редакцию ежедневно звонили представители команд поддержки кандидатов с жалобами на то, что их СМС не доходят. К большому сожалению, эта техническая проблема не зависела от «Черновика», в результате часть виртуальных голосов так и не смогла поступить на редакционный телефон и, соответственно, быть учтённой.

Напомним, что «Черновик» старается проводить голосование за звание Народного президента Дагестана регулярно, раз в полгода. Поэтому у команд поддержки того или иного политика есть возможность (при желании) подготовиться, оценить свои электоральные возможности, способности по мобилизации своих ресурсов…

«Черновик» традиционно предупреждает, что данный вид голосования – выражение политической поддержки тому или иному кандидату путём отправки СМС – не является идеальным и тем более научным. Тем не менее (и этот тезис мы часто повторяем) результаты СМС-голосования по своему механизму отчасти повторяют реальные выборы. Нужно понимать, что на выборах не всегда побеждают те, кто на самом деле популярен в народе, а те, кто (чья команда) более организован, активен и мобилен, готов жертвовать материальные и человеческие ресурсы для достижения победы. И это правило применимо не только к дагестанским выборам. Это мировая практика.

Если же разбирать нынешние результаты голосования, то можно увидеть резкую активность команд поддержки основных кандидатов. Этому есть два объяснения.

Народным президентом Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев (слева) чувствует себя давно...

 

Объяснения

 

Объяснение первое: грядущие выборы. Известно, что 18 сентября 2016 года дагестанский народ будет выбирать депутатов как Государственной думы, так и Народного собрания республики. Ряд лиц, указанных в дюжине кандидатов в Народные президенты, – возможные участники избирательной гонки и претенденты на депутатские мандаты. Показать обществу (пусть даже в формате газетного голосования), что за них мало кто готов даже СМС отправить – это создать на данном этапе немного негативный информационный фон, а также проиграть в работе с потенциальными избирателями. Ведь каждое СМС (почти каждое), присланное в редакцию «Черновика», – это мнение вполне конкретного человека, сознательно или по просьбе команд поддержки кандидатов отдающего свой голос в пользу того или иного политика или общественного деятеля. К примеру, в ходе нынешнего СМС-голосования отдельные команды поддержки кандидатов использовали не только дар личного убеждения, обращаясь за помощью к родственникам, друзьям и близким, но и социальные сети, призывая население выразить своё политическое мнение с помощью СМС. У каких-то команд это получалось лучше, у каких-то не очень. Если брать в целом, то на примере борьбы за звание Народного президента Дагестана можно было наблюдать здоровую политическую конкуренцию, могущую служить примером для выборов настоящих…

Объяснение второе: грядущие политические потрясения. Если вспомнить все СМС-голосования, которые «Черновик» проводил раньше, то, как правило, упомянутые в списке высокопоставленные чиновники отмахивались от них, называя происходящее или «тараканьими бегами», или же обращаясь в редакцию с требованиями исключить их фамилию из списка. Теперь же этого нет! Поэтому активность тех, кто вчера игнорировал СМС-голосование, а сегодня участвует в нём, можно считать некоей лакмусовой бумажкой, возможно, отражающей подковёрные процессы, связанные с Дагестаном, на самом верху. Политики, из которых «Черновик» предлагает избрать Народного президента Дагестана, – крайне информированные люди. Они имеют доступ не только к официальной документации (в том числе к их проектам) под разными секретными грифами, но и к неофициальной, циркулирующей в коридорах и властных кабинетах Кремля. Поэтому не исключено, что активность команд поддержки кандидатов связана с некими ожиданиями того, что дагестанская политика может снова подвергнуться коренным кадровым переменам.

(К примеру, когда приводилась характеристика кандидатуры премьера РД Абдусамада Гамидова, мы указывали, что он, как один из лидеров мекегинского клана, вполне способен, в случае необходимости, мобилизовать народные массы. Видимо, судя по результатам голосования, такая необходимость настала…)

 

Вежливое напоминание…

 

О том, что к главе РД Рамазану Абдулатипову (он также был в числе участников нашего СМС-голосования) у федерального центра появились претензии, отчасти можно судить по событиям, произошедшим 29 февраля в Тляратинском районе.

В этот день десяток автомобилей УАЗ без опознавательных знаков подъехали к зданию администрации Тляратинского района. Вышедшие оттуда люди в камуфляжной форме оказались командированными из Москвы сотрудниками ФСБ. Они вошли в здание и для начала побеседовали с главой администрации района Раджабом Раджабовым, а затем провели выемку некоторых документов. По данным «Черновика» от источников в силовых структурах СКФО, визит московских гостей носил секретный характер даже для их дагестанских коллег.

Отметим, что Раджабов – племянник главы республики, и этот визит «вежливости», по данным «ЧК», оставил после себя неприятный осадок. Это с учётом того, что в этот момент Абдулатипов находился за пределами республики (он был в Иране в составе официальной российской делегации, возглавляемой замминистра сельского хозяйства РФ Сергеем Авдеевым) и по традиции в трудную минуту для близких к нему политиков до главы РД было не дозвониться! И со стороны трудно судить, насколько важной и нужной для Дагестана была встреча именно в этот день Абдулатипова с министром сельскохозяйственного джихада ИРИ Мохаммедом Хаджати

Произошедшее – это сигнал о том, что Абдулатипов в этой ситуации уже не может, как раньше, заявляя, что он «фронтовик Путина», просить встречи с Владимиром Владимировичем. Этот козырь, когда в 2013–2014 году обстановка вокруг главы Дагестана складывалась неоднозначная, Абдулатипов уже вытаскивал.

В принципе, такие же проблемы испытывают и другие руководители субъектов России. Другой очень влиятельный политик – глава ЧР Рамзан Кадыров – только сегодня использует этот козырь, раздавая интервью и оставляя записи в соцсетях о том, что его судьбу (возможность остаться главой Чечни на новый срок, так как нынешний истекает в сентябре) как «пехотинца Путина» решит только президент страны. В этой связи понятно, что у главы Дагестана, пробивавшегося в близкое окружение Путина при помощи соседа, уже этой возможности нет. И эта тупиковая ситуация на фоне отставок непопулярных и неэффективных губернаторов, происходящих в стране, только усиливает чувство каких-то серьёзных перемен…

Правда, в отличие от Абдулатипова, у Рамзана Кадырова есть ещё козыри: демонстрируемая федеральному центру всенародная поддержка, принципиальность подконтрольных главе ЧР республиканских силовых структур, а также… форма избрания главы республики. В отличие от Дагестана, к счастью не видевшего войны и разрухи, отстроенная Чечня выбирает своего главу на всенародных выборах. Такая форма демонстрации волеизъявления народа федеральной власти – серьёзный аргумент, позволяющий немного по-другому, почти на равных разговаривать с высокопоставленными чиновниками Кремля. Наша республика, так и не выработавшая за последние пять лет стратегии своего развития, сама загнала себя в рамки нацквотирования власти, страхов, что в случае выборов населяющие Дагестан народы передерутся и республика погрязнет в конфликтах. Хотя в то же время финансово-политические группы и политэлиты Дагестана всегда отличались разумностью в этом вопросе, формируя команды исключительно интернациональными по своему составу…

 

Результаты победителя!

 

Исходя из результатов СМС-голосования, видно, что второй раз подряд Народным президентом Дагестана стал муфтий республики Ахмад-хаджи Абдулаев. За него проголосовало более 13 427 человек.

Подчеркнём особо, что не связываем большое количество СМС, присланных в поддержку Абдулаева, с какой-то политической активностью муфтия. Но надо помнить, что федеральный центр (или же отдельные влиятельные лица) стремится распространить политические практики Чечни на другие субъекты СКФО, включая Дагестан. Как пример, отдельные представители силовых структур уже активно пытаются приспособить чеченскую модель борьбы с терроризмом и экстремизмом через закрытие мечетей, преследование неугодных исламских активистов, пропаганду только одной версии ислама… В Чечне, где главной идеологией по факту стал «традиционный» ислам – один из видов тариката, дозволяется некоторая самостоятельность (пусть даже если она входит в некоторое противоречие с федеральным законодательством) в решении внутренних вопросов. Формально светские, а по факту религиозные институты определяют развитие этого субъекта страны. Такая модель была заложена в основу развития республики ещё экс-президентом Чечни Ахматом Кадыровым и продолжается сейчас его сыном – главой ЧР Рамзаном Кадыровым. Он, как один из влиятельных политиков России, сегодня рассматривается отдельными экспертами не только как глава Чечни, но и как возможный религиозный лидер мусульман всей России. (В частности об этом пишет со ссылкой на свои источники бывший спикер Русской православной церкви Всеволод Чаплин.) Перенос чеченской практики на Дагестан, вполне возможно, может выразиться в том, что муфтий Дагестана (или иное находящееся в числе влиятельных религиозных деятелей лицо), по примеру Кадырова-старшего, может «во имя уммы» оставить своё духовное звание и стать по зову Родины политиком, олицетворяющим идеологические начала и авторитет…

Как мы уже замечали ранее, большое количество мюридов и просто сторонников муфтията РД, находящихся на различных должностях как в республиканских, так и федеральных органах власти (включая МВД и ФСБ), в бизнесе, образовательной сфере, обеспечивают осведомлённость муфтия практически обо всех процессах, идущих в Дагестане, а также его влияние (по мере необходимости) на них. Эти же ресурсы, по наблюдениям «Черновика», были использованы и на этот раз. Желание команды поддержки Абдулаева победить в данном голосовании привело к тому, что агитацией и призывами отправить СМС-голос было охвачено большое количество дагестанцев. (К примеру, в соцсетях распространялась инфографика, призывающая голосовать за муфтия Дагестана. См. фото.)

Один из сторонников Абдулаева, стремясь помочь своему кандидату, побил своеобразный рекорд, отправив с одного номера (+7******1566) триста СМС-сообщений! Были и те, кто отправлял от 30 до 100 СМС. Отметим, что такие «закидывания» были почти у всех кандидатов. Редакция «Черновика» так и не осознала, к чему были эти рекорды, если в конечном итоге с одного номера телефона учитывается только одно СМС, присланное в редакцию в течение голосующей недели…

Отдельные команды, стараясь собрать как можно больше СМС-голосов в поддержку своего кандидата, стали осваивать «амировские» методы, то есть охватывать просьбами о голосовании за ту или иную персону образовательные учреждения или рабочие коллективы. (Метод получил наименование «амировский», потому что был замечен в периоды проведения СМС-голосования, когда Саид Амиров был во главе Махачкалы. Команды поддержки Амирова оказывали непосредственное влияние на школы и другие коллективы, призывая школьников и их родителей отправлять виртуальный голос в поддержку градоначальника.)

 

Надо сказать, что в ходе подсчёта голосов был выявлен серьёзный процент тех, кто присылал СМС в пользу сразу двух кандидатов. К примеру, голосующий делил предпочтения между Абдулаевым и Абдулатиповым, Абдулаевым и руководителем УФК Сайгидгусейном Магомедовым, Абдулаевым и полпредом Сергеем Меликовым или магнатом Сулейманом Керимовым. Отчасти это может восприниматься командами кандидатов как тревожный сигнал, так как во время реальных выборов такая неопределённость может стоить отдельным кандидатам поста… ]§[


В «ЧК» №15 от 19 апреля 2013 года, когда проводилось аналогичное СМС-голосование («Народный президент РД. Порядок бьёт класс…»), мы писали: «Политическая практика современной России выработала два способа выиграть выборы: 1) использовать административно-командный ресурс, обязав всех своих подчинённых голосовать за себя («иначе уволю!») и 2) быть ГЕРОЕМ, любимчиком народных масс, которые не раздумывая отдадут за кандидата свой голос (отправят sms). Как правило, кандидаты, не имеющие уверенности в любви к ним народных масс, используют свои личные административно-командные и финансовые ресурсы, а также аналогичные ресурсы своих союзников. Ресурсом здесь выступают и люди. Вспомните толпы бюджетников (учителей, врачей, воспитателей) и студентов, кочевавших в Махачкале на последних выборах от избирательного участка к участку и голосовавших за того, кого скажут, а не по совести и по разуму. Человек, сумевший заставить (уговорить, упросить, купить) массы отдать за него свой голос, то есть правильно организовать выборы, побеждает. Даже ГЕРОЯ! Потому что ПОРЯДОК БЬЁТ КЛАСС!»

Номер газеты