Игноры года

25 марта администрация Махачкалы отчитывалась перед главой Дагестана об итогах своей работы за 2014 год, а также просила его помочь в отдельных вопросах. Глава республики в целом итогами 2014 года был удовлетворён, но просьбы о помощи игнорировал, ссылаясь на «большие внутренние резервы» Махачкалы...

Так как (официально) мероприятие значилось как встреча руководства столицы с активом города, то зал Дома дружбы за час до начала мероприятия уже был битком набит предварительно согнанными туда учителями и прочим подневольным элементом: работниками администрации всех мастей и влияния. Тот факт, что в этой встрече в качестве почётного гостя должен был принимать участие Рамазан Абдулатипов и другие официальные лица, автоматически включил в состав присутствующих различных общественных и политических деятелей. Они неторопливо расхаживали по залу, здороваясь друг с другом, и подыскивали удобные места, чтобы было удобно не только видеть Абдулатипова или и. о. главы Махачкалы Магомеда Сулейманова, но и (в идеале) быть увиденными ими.

 

В зал с удивительной для Дагестана пунктуальностью (опоздание всего лишь на 5 минут) вошли Абдулатипов, Сулейманов, спикер НС РД Хизри Шихсаидов. Раздались жидкие аплодисменты, половина зала встала, другая вставать не захотела. «Какие-то слабые аплодисменты», – полушутливым тоном подметил Абдулатипов и выдал небольшую речь о взаимном уважении, которое следует проявлять, приветствуя друг друга. Зал отреагировал более громкими аплодисментами. Сулейманов дополнил реакцию актива словом «стоя», как бы желая, чтобы зал, подчинившись команде, встал полностью, но глава РД его вовремя остановил.

Приветственное слово Абдулатипова было лаконичным, но полным прозрачных намёков и воспоминаний. Глава РД говорил о том, что Махачкала, как столица республики, всегда была местом, куда приезжали учиться, приобщаться к культуре. «У многих самое сокровенное было здесь... У некоторых горцев, приезжавших получать высшее образование, первая любовь случалась здесь. У некоторых последняя тоже...» – вспоминал Абдулатипов. Он подчеркнул, что от состояния столицы и её власти очень многое зависит в республике, и то, в каком состоянии Махачкала находилась относительно недавно, представляло собой «худшее отражение ситуации в Дагестане». Несмотря на заявление Абдулатипова, что он «не склонен всё сваливать на одного человека» и «не склонен сводить счёты с кем-то», из контекста его выступления было понятно, что весь негатив, имевший место в прошлом, был связан с теми, кто сидел до его прихода в республику по обе стороны центральной площади Махачкалы (были упрёки в адрес неназванных, но узнаваемых лиц в недоработке, а также удивление, что на них не реагировала тогдашняя республиканская власть). Из речи главы РД следовало, что все наступившие позитивные преобразования связаны с назначением Абдулатипова в руководство Дагестана. В подтверждение он привёл здание Дома дружбы, которое «было тараканником», а теперь в нём можно проводить серьёзные мероприятия различного характера, реконструкцию взлётно-посадочной полосы махачкалинского аэропорта («она теперь лучшая в стране, только в Сочи есть такая полоса!»). «Нам надо не сводить с кем-то счёты, не друг с другом воевать, а восстанавливать порядок в республике, городе... О людях надо думать!» – учил Абдулатипов.

Абдулатипов, несмотря на обещание быть лаконичным, сказал многое. И о фактической гражданской войне, которая шла до его прихода в дагестанском обществе, и о возрождении в Махачкале (как оказалось, по его инициативе) такого вида общественного транспорта как автобусы, и о пробивающейся сквозь плитку на ул. Буйнакской крапиве…

Чтобы актив чётче осознал его бескорыстность в желании улучшить их жизнь, быт и душевное состояние, в зал полетели фразы о том, что он, как глава Дагестана, не имеет в Махачкале ни одной будки, ни квартиры, ни дома. «И когда я буду уходить, я скажу вам эти же слова. Я не заинтересован отсюда что-то брать и ориентирую руководство города на это», – сказал важные для горожан слова Абдулатипов.

Важные слова прозвучали и для и. о. главы Махачкалы. «Мы полностью поддерживаем Сулейманова, в том числе на предстоящих выборах», – сказал руководитель республики, но дополнил, что многое будет зависеть от команды, самого мэра: «Почему не собираются налоги? При выполнении плана сбора налогов на 64% никто не будет работать на своём месте! Мы любого главу района снимаем за это! Многое в Махачкале не сделано до сих пор! Но если это невозможно сегодня сделать, то должна быть чёткая картина того, когда это будет сделано. Люди должны знать о перспективах города!»

Абдулатипов, говоря о будущем столицы республики, обрисовал очень привлекательный портрет: не будет решётки, ныне окружающей здание Белого дома, а сама эта территория будет местом для пеших прогулок, центральные районы будут покрыты парками, скверами, детскими площадками. «Хватит застраивать центральные районы города многоэтажками! Уже дышать нечем!» – требует Абдулатипов, но отмечает, что его мнение не абсолют и он заинтересован в том, чтобы указывали на его недоработки. Но это должны делать умные, грамотные люди. А пока что, по словам Абдулатипова, «в оппозиции у нас три шизофреника», не с кем поговорить... «Но при этом не надо идеализировать никого и ничего! Мы можем делать только то, на что у нас есть ресурсы!» – сделал руками характерный денежный жест глава РД, а возвращаясь к развитию Махачкалы, отметил, что у города значительные ресурсы.

Лицо Сулейманова оптимизма главы РД не разделяло. Весь оптимизм и. о. мэра, как стало понятно, был вложен в его доклад, из которого выходило, что Махачкала – самый развитый муниципалитет Дагестана, где сосредоточены одна треть населения и 30% промышленного потенциала республики, а также есть незамерзающий морской порт. Он тоже сослался на прошлые годы, сказав, что многие проблемы не решались десятилетиями, а в нынешние времена приходится работать с небольшим бюджетом, который, при собственных доходах города в 2,5 млрд рублей, должен быть равен хотя бы шести. «Основные направления бюджетной политики Махачкалы сконцентрированы на вопросах мобилизации дополнительных налоговых поступлений в бюджет, эффективного использования муниципального имущества, сокращения объёмов задолженности по налоговым доходам, а также создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и стимулирования деловой активности», – сказал Сулейманов. Он же отметил, что ведётся работа по озеленению города, «восстановлению малых архитектурных форм». Сказав о том, что в Махачкале введён новый асфальтовый завод мощностью 600–700 тонн асфальтобетона в сутки, Сулейманов сорвал бурные аплодисменты актива!

 (Было не совсем понятно, чему так удивились собравшиеся: мощности завода или же самому факту, что в Махачкале хоть где-то есть асфальт.) Отметим, что аплодисментов невпопад было в этот день много и они даже вызывали усмешку у Абдулатипова и Шихсаидова. Когда Сулейманов рассказал о проводимых субботниках, а также тоннах грязи, извлечённой в ходе работ по очистке канала им. Октябрьской революции, снова раздались аплодисменты, на которые Абдулатипов отреагировал так: «Это, видимо, аплодируют те, кто загрязнял… Чего аплодировать?! Плакать надо!»

Хизри Шихсаидов и Магомед Сулейманов много чего рассказали о Махачкале

Сулейманов стал говорить о транспортном хозяйстве города, называя количество троллейбусов и маршруток, а также рассказывая о введённых новых маршрутах для новых, закупленных правительством РД автобусов. «Они находятся на балансе транспортного предприятия «Агрико» и переданы в эксплуатацию автоколонны №1736. Они приобретены по инициативе главы республики, и я выражаю глубокую благодарность от имени горожан Рамазану Гаджимурадовичу! С учётом развития города мы видим, что потребуется создание четырёх малокомплектных автотранспортных предприятий. В связи с этим мы обращаемся к вам, Рамазан Гаджимурадович, рассмотреть вопрос о передаче автобусов на баланс Махачкалы для создания на его основе муниципального пассажирского транспортного предприятия», – высказал скромную просьбу Сулейманов.

Планы развития Махачкалы у Сулейманова, несмотря на скудный бюджет, масштабные. Согласно планам, крупные рынки будут перенесены за черту города («уже начато строительство рынка на 2 000 мест у п. Ленинкент»), а в южной части города, в районе трассы Махачкала – Аэропорт, на 30 га будет строиться мечеть, «аналогов которой не будет во всей России». Сказав о криминальных земельных проблемах (самозахвате, подделке документов и пр.), Сулейманов отметил, что уже сейчас есть необходимость в увеличении площади городского округа в полтора раза! И попросил Абдулатипова поддержать его в этом вопросе.

Абдулатипов, когда Сулейманов завершил свой объёмный доклад, согласился, что город очень сложный и имеет очень сложное наследие. Он не стал обещать поддержать масштабные проекты градоначальника, но посоветовал проявить максимум терпения и применять современные методы по управлению городским хозяйством. Он пригласил выступить вице-премьера Раюдина Юсуфова (подробные тезисы его выступления см. на 20 стр. – «ЧК») и рассказать своё видение ситуации в Махачкале. Юсуфов, не сходя с места, рассказывая о резервах Махачкалы, «собрал» для Сулейманова чуть ли не миллиард рублей. Эти средства «скрывались» в не поставленных на налоговый и прочий учёт многоквартирных домах, предпринимателях, ведущих свою деятельность без регистрации, неучастии Махачкалы в различных государственных программах. В общем, тезис «хочешь деньги в бюджет – выводи экономику из тени» был Юсуфовым продемонстрирован с предельной точностью.

Абдулатипов похвалил Юсуфова, отметив, что «в городе должен быть вот такой фундаментальный экономический анализ того, что происходит». Что же касается проблем развития Махачкалы, то они заключаются, помимо прочего, в коррупции отдельных лиц, а также в нежелании людей платить налоги. «Хочешь нормально жить – плати налоги! Другого не придумано нигде!» – утверждает глава РД.

Что же касается коррупции, то был наезд на МФЦ Махачкалы. «Есть сигнал, что там продолжают брать взятки! Поэтому мной было принято решение передать его в республиканский МФЦ», – сказал Абдулатипов, нанося, возможно, неосознанно, удар по имиджу всех подобных учреждений республики.

(По данным «ЧК», в МФЦ Махачкалы за последнее время прошло множество различных проверок, завершившихся безрезультатно. Передача же МФЦ Махачкалы из ведения столицы в ведение республики должна пройти сложную процедуру реорганизации. Отметим, что любой МФЦ, как это и заложено в идее его создания, является лишь связующим звеном между клиентом и различными разрешительно-регистрирующими органами. И если коррупция имеет место в МФЦ, то она априори обязательно должна быть и в этих структурах.)

Следом выступил председатель городского собрания Махачкалы Абдулмумин Ибрагимов. Он говорил лозунгами, признавал, что Махачкале, после того как она лишилась своего мэра (Саида Амирова – «ЧК»), нужна была не только твёрдая рука, но и компромиссная фигура. Себя и актив он назвал командой Магомеда Сулейманова, которая, в свою очередь, является командой Абдулатипова. (Абдулатипов согласился с ним, что в политике важна команда, «но главное, чтобы она не превратилась в банду».) Спикер горсобрания понимает, какие перед Махачкалой стоят амбициозные задачи, но обращает внимание главы РД на то, что раньше (в 2011-м, 2012-м, 2013 годах) республиканский бюджет больше помогал столице, чем в последующие годы. Намёк на то, что хорошо было бы восстановить бюджетный ручей, был хрустально прозрачен…

Абдулатипов по бюджету ничего не обещал. Он больше говорил о необходимости Махачкале развиваться, думать о том, как сделать так, чтобы горы и море, окружающие столицу, приносили доход в бюджет и были привлекательны для туристов.

Когда слово предоставили Хизри Шихсаидову, то он выступил не как спикер НС РД, а как хоть и состоятельный, но простой горожанин, перечисляя не только проблемы Махачкалы, но и её современные достижения. Наряду с проблемами общественного транспорта, ситуации на рынках, застроенности города, отсутствия парковок он говорил о работе по освещению улиц, отсутствии терактов за прошлый год, создании условий для прихода инвесторов в Дагестан. Он призвал махачкалинские власти, во-первых, жить по средствам, то есть наращивать налоговую базу и уметь собирать налоги, а во-вторых, брать пример с Москвы, где для благоустройства города работают в три смены. «Зачастую бывает так, что налоги не платят те, кто занимается предпринимательской деятельностью, но одной ногой находится во власти. Поэтому надо заниматься самоочищением!» – с небольшой укоризной в голосе сказал спикер НС РД.

Под конец встречи со значительно подуставшим активом (встреча шла уже второй час и грозилась перерасти в третий) Абдулатипов сказал о кризисе и его влиянии на ситуацию в республике: «Меня в Москве спрашивают, как мы переживаем кризис. А я им отвечаю, что мы из кризиса этого и не выходили вообще». Он же сказал о том, что в планах на ближайшее будущее уточнить функции республиканских ведомств, отдельные из которых после этой процедуры (уточнения) будут сокращены. Он привёл в пример Администрацию Главы и Правительства РД, в которой «в отдельных кабинетах есть люди, которые понятия не имеют о том, что происходит в республике». Предложив махачкалинской власти провести «строительную амнистию» (узаконение до определённого срока начатых незаконных застроек), он напомнил Магомеду Сулейманову, что хоть он и является успешным градоначальником, но нельзя забывать о том, что «Махачкала – это не Избербаш»…  

Номер газеты