Финансы не поют романсы…

Сразу после завершения пленарного заседания казанского саммита была организована большая пресс-конференция с основными участниками. Помимо президента Республики Татарстан с журналистами федеральных и местных изданий, а также «Черновика» общались: глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, заместитель спикера Совета Федерации РФ Евгений Бушмин, первый заместитель председателя правления ОАО «Сбербанк» Максим Полетаев и председатель правления Внешэкономбанка (ВЭБ) Сергей Горьков.

Судя по составу участников, разговор, как и ожидалось, в основном шёл о финансах, причём в крайне эффективном и целенаправленном виде их использования и вложения – развитии институтов исламского банкинга. А присутствие таких персон как Сергей Горьков и Максим Полетаев, конечно, говорит о том, что слова, произнесённые на полях KazanSummit-2016, на ветер не бросаются. А, стало быть, Республика Татарстан имеет серьёзные шансы увеличить свой и без того внушительный финансово-экономический потенциал. Другое дело, что к диалогу и сотрудничеству в этой сфере коридор открыт абсолютно всем регионам страны, разумеется, руководители которых способны адекватно оценивать и реагировать на современные вызовы. Основные параметры беседы о финансах были сформулированы на утреннем деловом завтраке, организованном Сбербанком.

Ещё одна примечательная деталь пресс-конференции: она в буквальном смысле проходила с глазу на глаз – участников и журналистов разделяли не более полутора метров.

Итак…  

 

– В этом году саммит проводится уже восьмой раз. Как меняется формат саммита, его деловая программа? Каким вы видите развитие саммита в будущем?

 

Рустам Минниханов: – Пользуясь возможностью, хотел бы поблагодарить наших гостей. Очень большое представительство. Мы постепенно формируем в Казани площадку для рождения стран исламского мира. Свыше 20 миллионов мусульман проживает в нашей стране, и многие инструменты исламского банкинга очень востребованы не только мусульманами, но и у людей других религий. Это открывает нам прекрасную площадку для решения многих задач в Российской Федерации. Я понимаю, что сегодня доступ к финансам в связи с политической и экономической ситуацией ограничен, а исламский банкинг предлагает инструменты, с которыми можно было бы решать многие задачи в нашей стране. К примеру, мы видим, как Европа работает с исламским банкингом, видим, что наши партнёры из исламских стран весьма позитивно относятся к нашей стране с учётом ещё того, что в России есть такие территории, где в основном проживают мусульмане. Я сегодня руковожу стратегической группой со стороны Российской Федерации. Это те позиции, которые сближают нашу страну, а сближение – это значит и торговля, и финансы, и культура, и всё остальное. Поэтому я искренне благодарен всем нашим гостям и организаторам. Уверен, что с каждым годом представительство на саммите будет расширяться.  Самое главное, что мы начали говорить на одном языке. Здесь сегодня собрались сторонники и единомышленники. Мы никому конкуренцию делать не собираемся, наша банковская структура, наоборот, получает дополнительные инструменты для работы и развития. А наше население получает возможность использовать их. Какой им нужен сервис, такой мы и оказываем.

 

Вы участвуете в международных и всероссийских форумах. Скажите, в чём разница между казансаммитом и другими подобными мероприятиями?

 

Юнус-Бек Евкуров: – Сегодня я встречался со многими руководителями делегации. Исторически и Советский Союз, и Россия с исламским миром в ладу жили. Надо понимать, что в мировой экономике происходит сбой. В этом направлении, мне кажется, исламский банкинг – это прекрасная возможность не только выправить нашу ситуацию, но и дать толчок к развитию. Конечно, я поражён прекрасной организацией и подготовкой данного форума. Всё на высочайшем уровне. И уже сейчас могу сказать, что Ингушетия будет предлагать свою площадку для реализации проектов исламского банкинга. С другой стороны, скажу, что в нашей республике уже успешно реализуется несколько проектов по производству халяльной продукции, с которыми мы также готовы выйти на сотрудничество.     

 

Сергей Горьков подхватил тему: – Очень важно, что сотни лет Россия является примером мирного сосуществования. Очень важно, что саммит может сложить все пазлы. До этого они у нас не складывались. С одной стороны, у нас не готовы институты, с другой – не готовы сами клиенты. Кроме того, не была готова в целом система. Мне кажется, сейчас появился хороший плацдарм для её формирования. У нас огромное поле для деятельности и реализации возможностей. У нас несколько республик, где проживает преимущественно мусульманское население, мне кажется, это имеет очень высокий потенциал. Для того чтобы его оценить, для начала нужно сделать пилотный проект. Нам нужно тронуться, и тогда мы поймём потенциал, потому что есть разная оценка потенциала. Есть невысокая оценка в рознице и очень неплохая оценка, на несколько миллиардов долларов, в части инфраструктурных проектов. Это всё, что у нас пока есть. Но я думаю, что скрытый потенциал намного выше. Надеюсь, что сотрудничество с исламским банкингом развития, а мы планируем в этом месяце подписать соглашение с ними, позволит нам построить вместе с центральным банком, Сбербанком новую платформу сотрудничества. Понятно, что это миллиарды долларов, сколько конкретно – сейчас никто не скажет, пока клиенты не готовы, продукта также нет.

 

Максим Полетаев: – Я бы тоже хотел сказать несколько слов. На самом деле расширение линейки продуктов, очевидно, даёт плюс. Обязательный плюс – история банкинга за рубежом, в исламских странах. Что касается инвестиционных проектов, также очевидно, что общая проблема возникла в связи с теми событиями, о которых вы сами знаете (кризисом «ЧК»). Здесь мы получаем очевидный плюс, привлекая фондирование. Для того чтобы использовать и то и другое направление, мы должны создать условия. Не бывает так, что мы берём какой-то инструмент, применяем его у себя, ничего для этого не делаем, и он даёт какой-то бум. Этого не может быть, поэтому первое, для того чтобы плюс здесь был – мы должны создать соответствующие условия. Самое главное, что привлекает всех, – это то, что средства, механизмы, которые используются в исламском банкинге, не создают финансового пузыря. Все кризисы так или иначе связаны с созданием пузыря в одном месте, схлопывание и – большие проблемы для всех. Мы не ожидаем, что от этого направления мы впоследствии можем ожидать кризиса. Это очень важно.

 

– Можно ли подвести какие-то итоги, кроме подписанного соглашения. Может, обсуждались какие-то конкретные проекты, о которых уже можно говорить?

Рустам Минниханов: – Мы работаем не только в интересах Татарстана, это площадка для всей страны. Мы в корне меняем отношение к исламскому банкингу. Потребовалось достаточно много времени, чтобы заострить на этом внимание. Даже в прошлом году мы ещё говорили совершенно по-другому. Но за это время у нас уже сформировался солидный круг сторонников. Результат, безусловно, будет, и Внешэкономбанк, и Ак барс банк, и другие структуры в этом очень заинтересованы. Есть примеры, когда даже небольшие инструменты реально работают, и они востребованы, как мой коллега сказал: не только среди мусульман. Вот, к примеру, продукция халяль пользуется спросом у всех покупателей. Кризис ведь почему возникают? Да потому что, как было сказано, где-то искусственно создаётся финансовый пузырь, который потом неминуемо лопается, и от этого страдают все, в первую очередь простые люди. Принципы исламского банкинга крайне противоречат этому. Поэтому они сегодня более стабильны и успешнее развиваются. Сбербанк России также уже совершенно с другой позицией приехал сюда и настроен запустить уже в этом году некоторые процессы в этом направлении. Я искренне рад этому, потому что Татарстан, конечно, своё получит. Мы никогда просто так ничего не делаем (смеётся).

 

  Какой объём финансирования предполагается по подписанному соглашению? Какие будут ставки? В связи с чем был деловой завтрак, станет ли это традицией?

 

Максим Полетаев: – Деловой завтрак прошёл впервые потому, что действительно было подписано соглашение. И мы к этому подходим серьёзно, всё изучаем и вместе действуем в этом направлении. Что касается традиции, да, наверно, это хорошо. А что касается объёмов финансирования, то там пока не обговорены процентные ставки, поэтому мы будем самым внимательным образом ещё изучать.

 

– Сегодня упоминался опыт банков Татарстана по привлечению средств на международных исламских рынках. Какие возможности сейчас в наших банках для привлечения средств в исламские финансовые рынки? Какие вы видите преимущества и перспективы?

 

Рустам Минниханов: – Я представляю не банковскую структуру, я обычный потребитель. У нас достаточно много интересных проектов, которые нуждаются в привлечении финансов. Мы – площадка, где эти деньги можно будет правильно разместить и использовать. Республика Татарстан этот путь прошла, когда ещё никто об этом не думал, без какой-либо федеральной поддержки. Сегодня у нас большая поддержка центра. Если раньше доступ к рынкам был везде, сегодня он крайне ограничен. А исламский банкинг максимально открыт, поэтому результат, очевидно, будет. Наша задача – подготовить хорошие проекты, чтобы они соответствовали всем тем параметрам, которым руководствуется исламский банкинг. Нам, конечно, ещё нужны специалисты, которые могли бы дать оценку всему этому, которые могут подсказать, что подходит, а что не подходит. Но это уже дело времени и техники… ]§[

 

Номер газеты