Бюрократия: хорошо или плохо?

Руководство Северо-Кавказского федерального округа второй год подряд продолжает искать варианты оптимального взаимодействия со средствами массовой информации. На прошлой неделе в Пятигорске состоялся II Форум СМИ СКФО. Три дня мероприятия проходили в формате круглых столов, тематических бесед и выездов на близлежащие инвестиционные площадки, а венчало форум пленарное заседание с участием руководства округа, федеральных чиновников и глав субъектов региона.

На этот раз форум был омрачён событиями в Грозном, где в эти дни шла крупная контртеррористическая операция по нейтрализации группы боевиков, напавших на полицейских и захвативших несколько административных зданий. Скорее всего, по этой причине массовый слёт журналистов и чиновников в этом году не посетили чеченские руководители.

Тем не менее количество участников ничуть не убыло. Даже наоборот. К коллегам из Северо-Кавказского региона присоединились представители, в том числе журналисты, из Армении, Азербайджана, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Координаторами (организаторами) форума были Центр современной кавказской политики при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО. Генеральным партнёром стала корпорация «Курорты Северного Кавказа».

Как и в прошлом году, в фойе отеля «Интурист» были развёрнуты микроинформационные городки всех республик СКФО со стендами и площадками для ознакомления с историей, телевизионно-печатными традициями регионов. Стенд Дагестана в этом году, надо признать, был заметно богаче и красочнее.

В первый и во второй дни на разных площадках проходили круглые столы, а также выезд на инвестиционную площадку «Архых» в Карачаево-Черкесии. Разумеется, одним из ключевых мероприятий начала форума стал круглый стол, посвящённый празднованию 2000-летнего юбилея Дербента. Для этого информационным агентством «СКФО.ру» создан спецпроект «Дербент-2000». Чтобы отстоять позиции древнего города и заверить всех в том, что юбилей будет отпразднован своевременно и с размахом, в Пятигорск приехал и мэр Дербента Имам Яралиев.

В это же время в следующем зале журналист Максим Шевченко модерировал другой круглый стол, разъяснял свою позицию по ситуации в республиках СКФО и периодически выдерживал критические замечания других участников.

Впрочем, все ждали третьего, ключевого дня, когда к работе форума должны были подключиться вице-премьер Правительства РФ, экс-полномочный представитель президента России в СКФО Александр Хлопонинин и действующий полпред Сергей Меликов, а также главы республик округа. С их участием состоялось пленарное заседание. В отличие от прошлого года, данная встреча не предполагала ответов чиновников на вопросы журналистов, тем не менее, разговор состоялся более чем интересный, где-то развлекательный.

Глава РД Рамазан Абдулатипов с коллегами обходит экспозиции форума

 

Разговор о хорошем и не только  

 

Модераторами заседания были два журналиста канала «Вести-24» – Евгений Киселёв и Дмитрий Шугорев, которые то и дело провоцировали чиновников на откровения по поводу взаимодействия СМИ и представителей органов государственной власти. Первым выступил Александр Хлопонин. Искушённый в подобных вопросах, он не стал напирать на необходимость постоянной подачи журналистами позитивной информации. «Каждый раз заставлять СМИ бегать и искать положительную повестку – достаточно сложно. Пока большинство людей не поймут, что на самом деле Северный Кавказ… что бы мы ни говорили, к сожалению, сделать что-то хорошее невозможно. Но серьёзным прорывом можно назвать и то, что сегодня региональные средства массовой информации начали между собой общаться», – отметил Хлопонин, вероятно, вспоминая прошлогодний, менее масштабный форум СМИ.

Затем выступил Сергей Меликов. По сути, он начал с ответа на вопрос, можно ли изменить тот негативный фон, созданный вокруг Северного Кавказа в первую очередь федеральными средствами массовой информации. Он считает, что можно, но для этого нужно немало постараться. Однако, оставаясь, возможно, внутренне ещё силовиком, генерал сначала затронул тему взаимодействия СМИ и силовых структур. «Мы знаем, как часто в журналистике, а также в социальных сетях критикуются наши органы внутренних дел. Иногда эта критика, конечно, оправданная, но часто критикующие забывают о том, что именно сотрудники полиции и других правоохранительных ведомств находятся на переднем крае борьбы за безопасность сограждан. Платят они при этом порой очень высокую цену, в том числе и своими жизнями, как это было вчера в Грозном», – подчеркнул полпред.

Затем Меликов перешёл на более гражданский формат речи: «Мы должны учиться быть более открытыми для граждан и для журналистов, как для наиболее активных членов общества. Нужно на окружном, региональном и муниципальном уровнях открыть новые возможности контроля институтов власти. Если мы такие, чтобы нам доверяли, давайте покажем всем, что нам нечего скрывать, что в наших кабинетах не реализуются серые схемы, что проводимые кадровые назначения не обусловлены корыстными целями или родственными связями, что обращения граждан не замыливаются, а полноценно отрабатываются и при необходимости становятся достоянием общественности». Но тут же дал сигнал и журналистской братии: «Со стороны общества и медийного цеха тоже должно быть движение. Я полагаю, что нам нужно сплочённое единое журналистское сообщество. Каждый журналист должен понимать меру собственной ответственности, публикуя свои материалы. Часть представителей СМИ предпочитает подавать информацию либо в светлых, либо в тёмных красках, не пытаясь проанализировать ситуацию целиком. Это накладывает свой отпечаток на всю журналистскую среду».

Глава Северной Осетии Таймураз Мамсу-ров довольно много говорил о том, как в былые (советские) годы происходило вовлечение людей, в том числе из кавказских республик, в государственное строительство. Вспомнил грандиозные стройки, в ходе которых укреплялись и закалялись межнациональные отношения. Мамсуров призвал сделать всё для того, чтобы как можно скорее избавиться от доминирующей в российском обществе «презумпции кавказской виновности». Но отметил, что за последние пять лет информационная повестка стала намного позитивнее.

Руководитель Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов говорил о чистом позитиве. В частности, напомнил, что сдержал обещание, данное на первом Форуме СМИ в прошлом году, о создании медийного холдинга «КЧР Медиа».  «У нас также созданы телеканал и новое электронное печатное издание, которое включит в себя и телекомпанию, и информационное агентство, и радиовещание. Сегодня это реализовано. Для нас средства массовой информации – это помощники, которые являются проводником между государством и населением», – сказал Рашид Темрезов.

Выступавший до этого губернатор Ставропольского края Владимир Влади-миров вдруг опять попросил слово и выразил удивление тем, что до сих пор молчит глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, который, как оказалось, давно ждал слова… 

Полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов

 

Слово старшему

 

Рамазан Абдулатипов даже выразил небольшое негодование тем, что выступает последним из глав республики. Даём выступление главы Дагестана в слово в слово:

 – Вот у нас на Кавказе слово вначале дают или самому старшему, или хозяину дома (указал на Владимирова). Поэтому надо было дать слово или ему, или мне. Я совершенно не отрицаю начальников, но на Кавказе сначала чтут традиции, а потом начальников. Не зря говорят, что не всю правду рассказывают о Кавказе. И слава Богу, что не всю. Когда я приехал руководить республикой, меня спросили: «Как вы себе представляете будущее Дагестана? Каким он должен стать». Я говорил, что не будет взлётно-посадочной полосы, где опасно садиться самолётам, а будет новая. Говорил, что у аэропорта должна стоять огромная арка, где будет показано историческое единство Дагестана с Российским государством, русским народом. Дом дружбы, говорил, построю, где будет музей дружбы народов России. Всё это уже есть. То есть очень много позитивных моментов.

Когда я приехал в Дагестан, 20 лет там проводили спецоперации. Был случай, когда  в Махачкале и Семендере сотни людей вышли на улицы в поддержку этих бандитов. Среди них были бывшие депутаты и бывшие министры. Сегодня это уже невозможно себе представить. Количество убитых сотрудников правоохранительных органов за последние полтора-два года уменьшилось в 4 раза. Но до сих пор эти трагедии есть, поэтому я согласен с Сергеем Владимировичем в том, что правоохранительные органы выполняют тяжелейшее дело, это люди, которые отдают свою жизнь. Как только начинается где-нибудь КТО, начинаются движения и в СМИ. Каких только там нет суждений, и при этом совершенно не понимают, что речь идёт о террористах. Вот недавно проводили КТО в Унцукульском районе. Семь этажей от земли соорудили бандиты. Семь этажей! Это же надо всё выкорчёвывать. И, следовательно, ответственность каждого растёт. Мы должны понимать, что мы все граждане одной страны. Да, у одного есть чуть больше полномочий, у другого – чуть меньше.

Вчера было фундаментальное по значимости послание президента РФ, который обозначил основные вызовы Российскому государству, каждому из нас. А сегодня утром я встречаю  большой заголовок в одной из центральных газет, где написано: «Бюрократия – враг национальной безопасности России». Вы меня извините, конечно, но это же прямой призыв к свержению существующей власти, потому что она, власть, состоит из бюрократии. Когда у меня спрашивают: «Вот у вас столько-то бюрократов во власти», я отвечаю: «Количество бюрократов во власти симметрично количеству негодяев в обществе. И чтобы был приличный гражданин и приличный руководитель, нужно, чтобы сначала был приличный человек». То есть это вопросы, непростые вопросы. Я вам рассказал один из сюжетов моей команды, моей работы в течение полутора лет. Более того, многие руководители разных уровней об этом ничего не знают. Вот я был на одном из совещаний здесь, в Пятигорске, которое проводили федеральные структуры. Один встаёт и говорит, что Дагестан такой-сякой. Второй встаёт и то же самое говорит, третий утверждает, что Дагестан должен столько-то миллиардов рублей и так далее. Я потом говорю: «Дорогие друзья, я вместе с вами работал в федеральном центре, и многие из вас десятилетиями работают в этих же министерствах и ведомствах. А куда вы смотрели, когда Дагестан доводили до такого состояния?».

Я, например, считаю, что я про себя не говорю. Я считаю, что очень приличный состав руководителей СКФО. Это люди опытные, которые сутками работают. Поэтому, когда вопросы возникают, надо их совместно обсуждать. Рейтинги тоже разные. По одному рейтингу мне доверяли 71–73% жителей Дагестана, а по другим мне столько же людей не доверяют. Я профессиональный социолог и знаю, что можно получить ответ в зависимости от того, как поставишь вопрос. Например, считаю, что в Дагестане очень много грамотных журналистов. У нас на 13 языках работают СМИ. Но вместе с тем есть и газеты, которые годами пропагандируют экстремизм, салафизм, ваххабизм, притом с героическим видом. Есть специальные службы по надзору. Поэтому эти и другие вещи, которые нам надо обсуждать… нам надо общаться, и я получаю очень много пользы от такого общения. А в заключение хочу сказать, что выделяю 30 тысяч рублей на восстановление Дома печати в Грозном (сгорел после штурма силовиков – «ЧК»). Это немного, понимаю… И к остальным просьба – не остаться в стороне (более эмоциональный взгляд на выступления участников пленарного заседания читайте в авторской колонке Магди Камалова на 4 полосе – «ЧК»).

В завершение форума состоялось традиционное награждение лучших СМИ и отдельных журналистов. Масса наградных дипломов ушла в Чечню, Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию. Среди дагестанских средств массовой информации единственной высокой оценки удостоилось РИА «Дагестан». 

Номер газеты