Буйнакский переворот

В Буйнакске политический кризис, вызванный противостоянием различных команд и альянсов. Конфликт между главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым и мэром города Закарьёй Амировым1, нашедший своё публичное выражение 15 ноября 2016 года на Республиканском налоговом форуме, привёл к конфликту внутри депутатского корпуса города.

Одна часть депутатского корпуса, возглавляемая председателем собрания Темирланом Темирхановым, выступила резко против мэра Буйнакска, другая часть депутатов, наоборот, Закарью Амирова поддержала. Полгода соотношение сторон по численности колебалось то в одну сторону, то в другую, вследствие чего то одна, то другая сторона препятствовала проведению сессий Собрания депутатов города. Собранию депутатов уже грозил роспуск, так как почти три месяца сессии не проводились…

 

Спорные сессии

 

28 марта группа Темирханова (10 депутатов) провела собрание, внезапно заручившись поддержкой одиннадцатого – экс-мэра Буйнакска Гусейна Гамзатова (он стал депутатом, заместив мандат Заирбека Валиева), который, хоть и присутствуя на сессии посредством видеосвязи, обеспечил им кворум. На сессии было принято решение лишить мандатов Шамиля Азизова и Эльдара Алиева (сторонников Амирова). Этим самым равенство сил в собрании должно было измениться в пользу группы Темирханова, так как сторонников Амирова осталось 8, а правомочный состав – 11 депутатов – казалось, контролировался Темирхановым. В тот же период в органы прокуратуры и Росреестра пошли письма за подписью спикера, где говорилось о махинациях с землями, в том числе в зелёных зонах Буйнакска, которые, на взгляд депутатов, проворачивает команда Амирова.

Очередная сессия должна была пройти 10 апреля, в 15:00. На ней, как ожидалось, депутаты Темирханов и Гамзатов должны были упрочить свой политический союз. Но за несколько часов до её начала восемь депутатов (сторонников Амирова) – Марат Джанхаев, Махач Мурадов, Исак Гасанов, Осман Гаджиев, Батал Исмаилов, Ахмед Ахмедов, Абдула Гусейнов и Магомедрашид Бийгишиев – написали и нотариально заверили заявления о сложении с себя депутатских полномочий, которые под запись видеокамеры передали Темирханову. Также в суд с административным иском к Собранию депутатов, требуя признать прошедшую 28 марта сессию горсобрания незаконной, обратился глава Буйнакска (об этом чуть ниже).

Запланированная на 15:00 сессия была перенесена на 17:30, так как ждали, пока придут все депутаты, а также подойдёт Гамзатов. Однако экс-мэр, собиравшийся было прийти на сессию, узнав, что там не будет представителей СМИ (телевидения и газет), передумал. К 18:00 собрались только 10 депутатов, и сессию, у которой была сформирована повестка (в частности, рассмотрение докладов управлений, обсуждение послания главы РД и в разделе «Разное» – освобождение от депутатских полномочий Джанхаева), перенесли на более поздний срок.

В тот же день мэр Буйнакска обратился к горожанам. Амиров заявил, что буйнакцы – свидетели «тех позитивных перемен, которые в последние полгода происходят в нашем с вами городе», что «городская среда в Буйнакске значительно улучшилась и будет улучшаться». В подтверждение сказанному приводились примеры проведённых в Буйнакске работ по ремонту дорог, сетей, восстановления скверов и пр.

«В социальных сетях появляются негативные материалы, которые не соответствуют действительности и которыми недоброжелатели пытаются очернить мою репутацию и репутацию работников администрации Буйнакска. Анонимные личности выкладывают фото- и видеоматериалы годичной, а то и многогодичной давности, поясняя, что Буйнакск был доведён до такого состояния именно нынешними властями города, чем вводят в заблуждение народ и вышестоящие органы», – заявил Амиров. Он же указал, что нормальной работе администрации мешает раскол депутатского корпуса. Амиров обвинил команду Темирханова в противодействии работе администрации, из-за чего «проекты, вносимые на рассмотрение Собрания депутатов, отклоняются и не рассматриваются по непонятным причинам», а также отреагировал на обвинения в незаконной продаже земельных участков. «Если вы увидели с моей стороны или со стороны моих сотрудников какие-либо нарушения законов, прошу вас обратиться в соответствующие органы, уполномоченные провести проверку законности наших действий», – говорил мэр.

В ожидании начала сессии эти слова прокомментировал Шамиль Аташев. «Амиров говорит, что депутаты введены в заблуждение, что мы саботируем работу администрации. В заблуждении как раз находятся сам мэр и те восемь депутатов, которые написали заявления об уходе.

Шамиль Аташев (справа) уверен, что Буйнакску нужен новый мэр – хозяйственник

 

У команды главы города сейчас одна цель: распродать земельные участки, заработать деньги, так как все понимают, что мэр с работы уходит. Мы, чтобы остановить это, обращались в прокуратуру Дагестана и города, Росреестр… Он обращается к людям со словами о том, что он сделал для Буйнакска. Мы, одиннадцать депутатов, видим изнутри, какое у них халатное отношение к городу… Ремонт площади и ул. Кутузова не его заслуга. Их привели в порядок за счёт денег из республиканского бюджета ко дню города. Амиров, может быть, хороший прокурор, но он не мэр, не хозяйственник. Лично я ни одному его слову не верю. Он своим словам не хозяин!» – утверждает Аташев. Среди других обвинений в адрес Амирова, которые озвучивают другие депутаты, кадровый вопрос («Почему он назначает людей из Махачкалы?»), а также желание Амирова править единолично, а не спрашивать мнение у депутатов, что последним не нравится («Мы же не обслуга, наше мнение должно учитываться!»).

В заочную полемику с ним и командой Темирханова вступает Джанхаев. «Все обвинения по распродаже земли, в которой команда Темирханова обвиняет Амирова, проверялись прокуратурой. Их представитель два дня проверял их заявления, выезжал на места нахождения тех земельных участков, о которых говорят депутаты, но никаких нарушений обнаружено не было. Кроме того, ни одного аукциона по реализации земельных участков ещё никто не проводил», – говорит Джанхаев.

 

«Гусейн возвращается?!»

 

В прошлую пятницу (7 апреля) судья Буйнакского городского суда Рамазан Амирханов рассматривал административный иск экс-мэра города Гусейна Гамзатова к местному Собранию депутатов. Этим иском Гамзатов оспаривал решение №8/1 депутатов горсобрания от 18 января 2016 года, которым было принято решение о досрочном освобождении его от должности главы администрации Буйнакска, о проведении конкурса по отбору кандидатур на освободившуюся должность мэра города, а также рассматривалось заявление Муху Ибногаджарова о восстановлении его депутатского статуса.

Гусейн Гамзатов преподнёс сюрприз...

На протяжении 2016 года «Черновик» регулярно освещал судебные заседания по другому административному иску Гамзатова, где экс-мэр отрицал, что подписывал распоряжение о досрочном сложении с себя полномочий главы города и возложении их на тогдашнего первого заместителя Закарью Амирова. Тогда суд отказал Гамзатову в его исковых требованиях. Рассмотрение данного административного иска, оспаривавшего не подпись под распоряжением главы Буйнакска, а решение №8/1 от 18 января 2016 года и саму процедуру проведения городского собрания, тогда было отложено, и о нём даже немного подзабыли. Но события в Буйнакске стали разворачиваться таким образом, что административный иск Гамзатова стал крайне актуальным и нужным не только ему, но и части его бывших оппонентов (группа спикера горсобрания Темирлана Темирханова), сегодня выступающих против Амирова и требующих его увольнения. Ведь в случае удовлетворения иска ситуация может вернуться в изначальное положение (по состоянию на 17 января 2016 года), то есть Гамзатов вернётся в кресло мэра, а нынешний мэр Закарья Амиров – на должность его первого зама.

Для Закарьи Амирова многое может измениться

Основные аргументы в иске Гамзатова следующие: 18 января 2016 года Собрание депутатов было неправомочно принимать какие-либо решения, так как из 21 депутата в зале было только 10 человек, имеющих депутатские полномочия. Для принятия правомочного решения народных избранников должно быть хотя бы 11. Сама организация данной сессии (она была внеочередной), а также формирование повестки дня, по мнению Гамзатова, тоже прошли с нарушениями: за три дня до сессии инициаторы проведения внеочередного собрания депутатов не разослали письменного уведомления депутатам, главе города, а также в прокуратуру. Рассмотрение повестки депутатами в СМИ и в протокольных материалах сессии отражено по-разному. Кроме того, в иске содержится пункт, согласно которому 18 января 2016 года «Темирхановым предпринята попытка незаконного вмешательства в деятельность главы Буйнакска путём представления городскому собранию незаконного, сфальсифицированного Распоряжения от 11.01.2016 г. №01 за подписью Г. Гамзатова – о досрочном прекращении полномочий». На основании изложенного, Гамзатов просит суд признать решение №8/1 от 18 января 2016 года незаконным и отменить объявленный конкурс по отбору кандидатов на должность главы города.

Суд, который, по некоторым сведениям, с большой неохотой возобновил рассмотрение этого дела, вызвал свидетелей: присутствовавших на оспариваемой сессии депутатов, но всех допросить не успел. Остановившись на депутате Марате Джанхаеве, судья Амирханов объявил перерыв до 18 апреля.

Тем не менее явившиеся в суд депутаты, в частности, Темирлан Темирханов, Шамиль Аташев, Атагиши Джанхватов и другие… исковые требования признали! Но частично: депутаты из группы Темирханова (как и сам спикер) категорически отрицали, что пытались незаконно вмешаться в деятельность главы города, а также сфальсифицировать издание распоряжения Гамзатова о сложении им полномочий. Что касается других пунктов, то тут были следующие объяснения: Темирханов, в силу того, что это была его первая сессия, на которой он выступал в качестве председателя Собрания, ошибочно объявил о наличии правомочного состава депутатов, посчитав ещё не восстановившегося в депутатском статусе Ибногаджарова как одиннадцатого депутата. (Решение вопроса об Ибногаджарове находилось в разделе «Разное» и должно было рассматриваться только в конце сессии. Сразу скажем, что свой статус Ибногаджаров восстановил 6 октября 2016 года, о чём свидетельствует решение №9/1 от 6 октября 2016 г., размещённое на сайте администрации Буйнакска.)

«Кворум не был обеспечен, так как депутаты Батдалов А. Б. и Аташев Ш. М. пришли по завершении работы заседания и подписались в ведомости регистрации депутатов», что, соответственно, тоже ввело в заблуждение Собрание депутатов и надзорные органы, говорится в заявлении о признании искового заявления, подписанного Темирхановым.

Спикером горсобрания озвучено ещё одно обстоятельство, согласно которому иск надо признать: на сессии не планировалось рассмотрение вопросов о сложении полномочий Гамзатова и об объявлении проведения конкурса по отбору кандидатов на пост главы Буйнакска. Темирханов утверждает, что за полчаса до начала сессии он из рук Амирова получил распоряжение №01 от 11 января 2016 г., под которым, как он уверен, стояла подпись Гамзатова, и, как спипкер, предложил внести этот вопрос в повестку сессии. Предложение включить в повестку сессии вопрос о проведении конкурса озвучил Джанхватов, что было поддержано депутатами. Как оказалось, это является нарушением регламента, так как на внеочередных сессиях предлагать вносить в рассматриваемую повестку новые пункты имеет право только председатель собрания или 2/3 депутатского корпуса. В данном случае предложение о поправке внёс только один депутат. Это обстоятельство, как заявил Темирханов, является основанием для отмены решения Собрания депутатов о проведении конкурса по отбору кандидатов на должность главы Буйнакска.

 

«Мы распускаем собрание!»

 

В свою очередь, Марат Джанхаев заявляет, что утверждения команды Темирханова о том, что сессия от 18 января 2016 года прошла с процедурными нарушениями, являются ложью. «Как они могут говорить, что Аташев с опозданием пришёл на эту сессию и только потом расписался в ведомости регистрации, если он сидел всё время рядом со мной? Даже за вычетом сидевшего там Ибногаджарова кворум был, всё проходило законно. Есть фото- и видеодоказательства этому. И я на суде это озвучу!» – говорит Джанхаев.

Марат Джанхаев «недоволен беспределом»...

В своём заявлении о сложении полномочий Джанхаев пишет, что не согласен с действиями Темирханова и считает их незаконными, направленными на блокирование работы администрации города.

«Вся деятельность председателя собрания и его окружения направлена на политический шантаж руководства города с целью получения материальных благ от администрации.

Ни одно из предвыборных обещаний, данных жителям города, им не реализовано… Более того, в ходе избирательной кампании 2015 года мы все заявляли о своём оппозиционном настрое к команде Гусейна Гамзатова, и жители нашего города, поверив нам, отдали за нас голоса. На сегодняшний день видим, что Темирханов в обход мнения большинства депутатов пытается создать политический альянс с командой Гамзатова, рассчитывая вернуть его на пост главы города», – пишет в заявлении Джанхаев. Вместе с личными заявлениями сторонники Амирова передали Темирханову коллективное обращение, в котором указали, что неоднократно предлагали ему уйти с должности председателя горсобрания и «не будут мириться с творимым Темирхановым беспределом».

Там же они указывают, что прошедшая 28 марта 2017 года сессия горсобрания является незаконной, так как на неё «для соблюдения кворума были допущены Магомед Магомаев, Гасан Маликов и Муху Ибногаджаров – лица, не являющиеся депутатами». На сессии, утверждают авторы заявления, было девять депутатов, Ибногаджаров, чей депутатский статус они оспаривают, и по видеосвязи – экс-мэр Гамзатов, ставший депутатом горсобрания, заместив ушедшего ранее Заирбека Валиева. Кроме того, сторонники Амирова утверждают, что собрание может быть легитимным только в том случае, если в зале присутствуют 2/3 от установленной численности депутатов, то есть если из 21 депутата в зале находятся 14.

«Мы считаем прошедшую 28 марта сессию депутатов незаконной, так как на ней не было кворума и присутствовали люди, не являющиеся депутатами. А присутствие на сессии через видеосвязь не предусмотрено никаким законом. Кроме того, до сих пор нет документа из прокуратуры города о том, что прошедшая 28 марта сессия была проведена законно», – говорит Джанхаев.


Здесь необходима отсылка к ст. 24 Устава Буйнакска. Статья устанавливает, что горсобрание может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов, то есть 14 из 21. Собрание правомочно при участии в нём более половины избранных депутатов, то есть если на сессии присутствует 11 депутатов. Такое же количество депутатов, согласно уставу, необходимо, чтобы принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.


По его данным, Магомаев, Маликов и Ибногаджаров, а также Эльдар Алиев и Шамиль Азизов ещё в апреле 2016 года написали заявления о досрочном прекращении своих депутатских полномочий. Горсобрание должно было рассмотреть эти заявления в установленные сроки (три месяца), но этого не сделало и, согласно уставу Буйнакска («Если Собрание депутатов городского округа не принимает соответствующее решение в установленный срок, полномочия депутата считаются прекращёнными со дня, следующего за днём окончания данного срока»), полномочия данных депутатов были прекращены.

В последующем свои полномочия смог восстановить Ибногаджаров, о чём сказано выше, но Джанхаев оспаривает и его легитимность, утверждая, что после первого ухода Ибногаджарова его мандат был передан Эльдару Мусаеву. Следовательно, чтобы вернуть Ибногаджарова в ряды депутатов, необходимо отозвать мандат у Мусаева, чего не было сделано.

«Собрание депутатов остаётся в неправомочном составе: из 21 депутата лишь восемь имеют законные полномочия. Соответственно, необходимы новые выборы. В связи с изложенным, требуем начать процедуру роспуска Собрания депутатов и объявления досрочных выборов», – гласит коллективное заявление сложивших мандаты депутатов – сторонников Закарьи Амирова. Сложение депутатских полномочий сторонниками Амирова – это первый шаг к роспуску собрания. Второй шаг, который уже сделан, – это обращение в суд с административным иском об оспаривании незаконных действий городского Собрания депутатов.

В этом иске, где истцом выступает администрация города, указывается, что Собрание депутатов провело 28 марта сессию не только с опозданием на час, но и без кворума. «Из 20 действующих депутатов присутствовало лишь 8. В заседании не принимали участия 10 действующих депутатов», – указывается в иске и подробно разбирается вопрос статуса вышеуказанных Маликова, Магомаева и Ибногаджарова. Иск обосновывает необходимость признать действия горсобрания незаконными, а также отменить все решения, принятые депутатами 28 марта. Аналогичные доводы указаны юристами Закарьи Амирова и в заявлении на имя прокурора Дагестана Рамазана Шахнавазова. Единственное их отличие от иска разве что заключается в обвинении Амировым Темирханова и поддерживающих его группу депутатов в сложившемся в Буйнакске политическом кризисе, а также в желании спикера горсобрания сохранить свою должность…

За власть в здании администрации Буйнакска идёт холодная война

 

P. S. Стороны оказались в патовой ситуации: если суд удовлетворит требования Гамзатова, то Закарья Амиров потеряет должность. Если же суд удовлетворит требования Амирова, то собрание, даже если Гамзатов снова возглавит город, будет распущено, объявят новые выборы и, как следует ожидать, расклад в Собрании депутатов серьёзно изменится, в том числе по персоналиям. ]§[

___________________________________

1 О причинах конфликта и его развитии на тот период времени мы писали в статье «Ченчик и Санта-Барбара» («ЧК» №2 от 20 января 2017 г.).

Номер газеты