[ Без комментариев ]

Последняя редакция закона о выборах вносит некоторые изменения в закон «О СМИ» из-за отсутствия возможности подробно описать, дословно представить каждое из них, мы в кратце обрисуем ситуацию. Введение таких понятий как равномерное представление, разделение понятий информирование и агитация, выражение предпочтения, деятельность способствующая формированию такого отношения к кандидату, действия имеющие целью побудить избирателей и т.д. и т.п. приведет к возможности любое действие СМИ толковать как запрещенное. Если жобавить к этому набор довольно жестких санкций имеющихся теперь у государтсва согласно этим законам, то предназначение этих нововведений становится предельно ясным тотальный контроль над выборами и над СМИ.

Мы обратились к специалистам и другим заинтересованным лицам с просьбой поделится своим видением этой проблемы.

Нисон Гиладов, член Республиканской избирательной комиссии

Уже около месяца телевидение и пресса широко обсуждают так называемый «драконовский» по отношению к СМИ «закон об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме РФ». Действительно его последняя редакция содержит новации, связанные со СМИ. Сейчас обсуждается введение такой нормы, как информирование избирателей. Хотя раньше была только предвыборная агитация. На мой взгляд, основной вопрос в том, чем отличается информирование от других видов агитации. Информация должна быть без комментария журналиста, который может побудить голосовать «за» или «против» того или иного кандидата. И это побуждение — самая, что ни на есть настоящая предвыборная агитация.

Санкции СМИ таковы: если журналист своими публикациями настойчиво демонстрирует намерение агитировать за какого-то депутата, забывая о других кандидатах, избирательная комиссия может предъявить претензии к СМИ через суд. И если претензии будут признаны законом, то на журналиста будет возложен штраф в размере 1000 рублей. При повторном нарушении штраф увеличивается. А если это повториться в третий раз, то может быть поставлен вопрос о приостановке выпуска газеты или телерадиовещания на время выборов. И учитывая, что период предвыборной агитации длится всего 1 месяц (в данном случае с 7 ноября по 6 декабря), то надо быть настолько некорректными, чтобы его нарушить 3 раза. По-моему, эта новация наоборот спасет многие СМИ от попадания под ненужное влияние.

Тайгиб Абдусамадов, председатель ГТРК «Дагестан»

— Я уверен в том, что и телевидение и радио будут свободными. В Дагестане они свободны уже с того времени, как я приступил к своим обязанностям. И если у кого-то есть объективная информация о любой деятельности любого человека, я готов выдать этот материал в эфир.

Я говорю журналистам на каждой планерке: «Снимайте и показывайте реалии, говорите о том, как работают министерства и ведомства». До сих пор на дагестанском телевидении каждый сюжет начинался с благодарностей какому-нибудь министру или главе администрации. А этого быть не должно.

Да, я не согласен со многими законами, принимаемыми в Госдуме, но приходится к ним прислушиваться, потому что платит нам то же самое государство, которое эти законы принимает.

Дауд Зулумханов, политолог

Как известно, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Соответственно, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, ни в коем случае не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15 п.1). А закон «О выборах в Госдуму РФ»,судя по всему, противоречит.

Журналист — гражданин России. Его творчество защищено следующими статьями Конституции России.

Статья 29 п.1. — «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Статья 29 п.3. — «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Статья 29 п.4. — «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…»

Статья 29 п.5. — «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Статья 44 п.1. — «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества…»

Частная жизнь граждан защищена статьями 23 и 24 Конституции России. Кандидат в депутаты по своему статусу не частное лицо. Он — претендент на занятие высокой выборной государственной должности, и информация о нем должна быть максимально доступна избирателям. На основе этой информации избиратель и делает выбор. Ограничение доступа к информации о кандидате в депутаты есть ограничение прав избирателей. Поэтому в статье 24 п. 2. Конституции России записано: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Другое дело, если распространяется заведомо ложная информация. То виновный в этом должен нести ответственность, которая заключается в компенсации нанесенного морального и материального ущерба. Но вина и мера ответственности определяется только судом.

Так что проблема здесь не в отсутствии правильных законов, а в отсутствии эффективного суда. Суд то по-прежнему защищает интересы государства (госчиновников) в ущерб интересам граждан.

Ахмедов Артур, председатель исполкома Дагестанского РО политической партии Либеральная Россия

Новые правила освещения предвыборной кампании, предписывающие СМИ «объективное информирование»,запрещающие развернутые характеристики кандидатов, прогноз результатов и политический анализ — вписываются в общую тенденцию становления «управляемой демократии», проводимую руководством страны с 2000 года.

«Информационная безопасность», захват государством прямо и через полугосударственные структуры, типа «Газпрома», ведущих телеканалов и газет, новые редакции Закона о партиях и Закона о выборах — все это делает политическую жизнь страны управляемой, а итоги федеральных выборов — предсказуемыми. ]§[

Номер газеты