[ Амиров и генеральская пятёрка ]

Мы уже привыкли, что в кабинете главы администрации г. Махачкалы всегда бывает многолюдно от большого числа гостей и прессы. Во вторник, 6 декабря, всё было так же, только гости были очень «высокие» и «специальные»…

Мэр Махачкалы и общественность города имели редкую возможность встретиться сразу с пятью генералами ФСБ России: Сергеем Шишиным (самым молодым генералом ФСБ РФ – он им стал в 37 лет), недавно назначенным заместителем директора ФСБ РФ, Александром Купряшкиным, также недавно назначенным начальником Управления собственной безопасности ФСБ РФ (ранее он являлся и. о. начальника Управления ФСБ РФ по контрразведывательному обеспечению МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»)), Алексеем Кругловым, начальником Управления капитального строительства ФСБ РФ, Александром Тихоновым, начальником Центра специального назначения ФСБ РФ, героем России и нашим местным начальником – Николаем Грязновым.

Столь представительная делегация потела, сидя в ставшем тесным и душным от большого скопления «актива» кабинете, пока мэр города и другие официальные лица высказывали слова приветствия в их адрес.

Сам Саид Амиров в своей вступительной речи выразил мысль о том, что «в современных условиях именно на наших чекистов ложится основная нагрузка по восстановлению един- ства народа и сил правопорядка… Необходимо работать в тесном контакте с населением, не жалеть денег на техсредства, получение информации, агентуру… Если бы сегодня работали фабрики, заводы, поддерживался бы малый бизнес без произвола со стороны проверяющих органов, не было бы столько безработных, из которых пытаются вербовать террористов. В этих вопросах мы – руководители районов, городов, республики – недорабатываем, упускаем ситуацию из-под контроля».

Затем слово взял генерал Сергей Шишов. Он выразил слова благодарности Саиду Амирову за ту роль, которую он играет в деле помощи спецслужбам России, а также сообщил присутствующим, что он и его группа приехали в республику не с пустыми руками. Спустя некоторое время на лацкане пиджака Амирова уже блестела медаль «За взаимодей- ствие с ФСБ России». Градоначальник не успел даже и порадоваться этому знаку отличия, как «актив» и «общественность» тут же завалила его ворохом предварительно приготовленных букетов цветов.

После этой приятной процедуры Саид Амиров продолжил общественное мероприятие, предложив выступить ярким представителям актива г. Махачкалы. И если генерал-майор ФСБ в отставке Омар Муртузалиев был, как это и положено работнику спецслужб, краток, а в высказываниях своих чурался экспрессии, то ректор Дагестанского государственного института народного хозяйства Гамид Бучаев запомнился своей поистине эмоциональной речью. Нет, он не говорил стихами. В своей речи он вспомнил и Абеля, и Зорге, и Николая Кузнецова, и других известных и неизвестных представителей разведки, мало относящихся к такому контрразведывательному органу, как ФСБ, «жизнь и образы» которых «поразили воображение» оратора. Немного погордившись другим кадровым разведчиком – Владимиром Путиным – за его скромность, он слегка окунулся в историю: «Мы насмерть будем стоять и стоим за интересы России. В 1944 г., когда выселили все народы Северного Кавказа, дагестанцев оставили, т. к. разведка знала, что мы немцев не пропустим в Баку». Высказав свой, несомненно, новый взгляд на прошлое, он перешёл на современность, говоря о лидерах республики: «Руководитель Дагестана Магомедали Магомедов очень мудрый, умный человек. Нам приятно работать под его руководством. Заслуги его непререкаемы. Саид Джапарович – молодая, яркая звезда на политическом небосклоне. На любом месте он достигает высот, которых другие не достигли. Если Москва сделает ставку на таких людей, как Амиров и ему подобные, то они защитят не только Дагестан, но и Россию».

Вышедшая вслед за Бучаевым Фазу Алиева решила в искусстве владения словом тоже не ударить в грязь лицом и начала изливать свою признательность органам безопасности, что примечательно, с цитирования диалога Станиславского и Мандельштама о героизме. Несомненно, репрессированный органами госбезопасности Осип Мандельштам был бы «приятно» удивлён, если бы знал, по какому поводу цитировались его слова…

Произнося в течение достаточно длительного времени немало лестных слов в адрес генералитета госбезопасности и мэра города, она не только проявила свою образованность и эрудицию, но и высказала сожаление по поводу отсутствия у Амирова Ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Такого же, как и у неё…

В конце своей речи она попросила офицеров ФСБ называть её матерью и подарила гостям свои книги.

Затем слово взял народный артист Айгум Айгумов. Названный махачкалинским градоначальником самым «доверенным и проверенным», Айгумов, памятуя о тех вздохах облегчения, завершивших речь Алиевой, решил быть лаконичным. Он тоже поблагодарил руковод- ство ФСБ РФ за столь высокую оценку роли мэра Махачкалы в обеспечении безопасности нашего государства, высказал пожелание видеть Амирова в статусе Героя России, приписывая ему способность за короткое время превратить столицу Дагестана в курортный город (лёгкие улыбки на лицах генералов – прим. авт.).

В завершение встречи Николай Грязнов поблагодарил всех присутствующих за добрый приём и на удивление всем с интонацией прочёл стихотворение, чем сорвал свою пор- цию аплодисментов… Саид Амиров дал слово высоким гостям принять «все необходимые меры и не подвести руководство ФСБ России и руководство страны».

Ожидалось, что по окончании встречи столь высоких гостей глава администрации города не отпустит с пустыми руками, – и все надеялись увидеть «наш ответ» на медаль. Однако этого никто не увидел, так как прессу попросили на выход, но красные «подарочные» чемоданчики, которые стояли в углу кабинета, думается, всё же дождались своего часа… ]§[

Номер газеты