Участие без участия

Завершилась осенняя сессия проекта «Дагестанский гражданский университет». В минувшую субботу состоялся последний круглый стол этого цикла, на котором министр по национальной политике, делам религии и внешним связям РД Бекмурза Бекмурзаев выступил в роли эксперта.

Выступление министра было посвящено роли ислама во власти (подробнее об этом мероприятии читайте на стр. 20 в материале Умара Гаджиалиева).
Поскольку данный проект возобновит свою работу только весной, можно подвести краткие итоги прошедших встреч.
Своими впечатлениями от увиденного и услышанного с нами поделился один из участников последней встречи, член Общественной палаты РД Абсалютдин Мурзаев (на фото).
– Такие площадки необходимы. «Гражданский университет» – своевременное и полезное мероприятие. Но инициатива сверху, которая не встречает движения снизу, снижает его продуктивность. Я это здесь ощутил. Административный ресурс почему-то считает, что надо жёстко регламентировать выступления и высказывания. Как можно называть проект переговорной площадкой, если участники сидят по нескольку часов и могут вообще остаться без участия? Очерёдность задаваемых вопросов зависит от симпатий модератора и организаторов. Ввиду того, что участникам не давали возможности полностью высказаться, многие покинули встречу, не дожидаясь завершения.
Мне очень не понравилось выступление начальника Управления по информационной политике и пресс-службы президента Зубайру Зубайруева. Во-первых, он безапелляционно обвинил СМИ в том, что они в 90 процентах случаев пишут неправду и так далее. Я замечаю, что он хочет монополизировать право на истину в последней инстанции. Чего стоило заявление Зубайруева, которое он сделал в то время, когда в республике активно обсуждалась необходимость введения частной собственности на землю? По его мнению, земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает. Многие увидели в этом заявлении стремление перечеркнуть требования коренных жителей равнины, которые на своём исконном ареале проживания испытывают острую нехватку земли.
Поскольку на последней сессии речь шла о роли ислама в государственной политике, я хотел задать несколько вопросов. Например, кто сегодня формирует конфессиональную политику в республике?
Считаю, что определённую роль в нарастании радикализма и экстремизма в Дагестане играют и учёные республики. Большинство из них через свои труды создают платформу для обоснования силовых методов решения проблем. В диалоге должны принимать участие практикующие мусульмане, а не воинствующие атеисты. Все мы помним старый тезис о том, чтобы заворачивать трупы убитых боевиков в свиные шкуры.
Фактически все участники и гости проекта «Гражданский университет» разошлись, так не получив ответы на свои вопросы или рекомендаций. Если эти замечания учтут, то думаю, что польза будет. А пока получилось, что данное мероприятие выглядело, как сотрясание воздуха.  

Номер газеты