Рабство с видом на море

В Минприроды РД в очередной раз заговорили о закрытии кирпичных заводов, расположенных между Махачкалой и Каспийском и относящихся к Кумторкалинскому району. Официально мотивом такого решения назвали катастрофическую экологическую ситуацию, сложившуюся по результатам деятельности «кирпичников». Но есть ещё одна причина – это нескончаемое количество так называемых рабов на заводах…

Гражданин Украины Дмитрий Шимко два года назад оказался на кирпичном заводе в Каспийске.

«В октябре 2013 года я собирался поехать на Украину к дяде. В Москве я работал строителем. На Киевском вокзале подошёл мужчина неславянской внешности, предложил работу строителя на два дня в Дагестане за 15 тысяч рублей. Как только приехали, забрали паспорта «на проверку». Сказали, что для начала должен отработать билеты на дорогу – 8 тысяч», – рассказал он.

По его словам, на завод за два года прибыло до 100 человек. Много людей из Белоруссии и Украины. Дмитрий занимался складированием кирпича. Как он рассказывает, работники живут в вагончиках по четыре человека. Деньги платят только местным. На территории завода есть магазин, и там дают продукты под зарплату. По его описаниям, это большой завод, обнесённый 6-метровым забором, установлена охрана. «Как зовут хозяина, не знаю, его имя не называли. Он приезжал на чёрном «Лексусе». Точно я не помню, где завод находится, но оттуда видно море. Возможно, это чуть дальше «Анжи Арены». Мне удалось сбежать три месяца назад поздно ночью. Жил в Собачьем парке, пока меня не приютила одна дагестанская семья. 8 июня написал заявление в Следственное управление СКР по РД», – пояснил уроженец Украины.

Дело передали в Каспийск. Однако Дмитрий Шимко сомневается, что они смогут что-либо доказать. Тем более даже не попытались найти этот завод по его описаниям. В прокуратуре РД заявили, что по подобным фактам проводилась проверка, но нарушений не выявлено.

«ЧК» связался с Закиром Исмаиловым – куратором по Северному Кавказу общественной организации «Альтернатива». Он отметил, что с января этого года к ним обратилось более 50 человек, которым они помогли уехать домой. «Их нельзя назвать в прямом смысле рабами, скорее используют их бесплатный труд. Таких людей подавляют морально, особенно тех, кто выпивает», – добавил Исмаилов.

По его словам, тем, кому удалось вырваться, обращаются в правоохранительные органы, но действительно там ничего не могут сделать, потому как кирпичные заводы принадлежат очень влиятельным людям. Например, есть «прокурорский завод». Его нетрудно узнать по высокому зелёному забору и дагестанскому триколору. Он находится со стороны новой трассы в Каспийск, с левой стороны, не доезжая до моста.

«Кто будет трогать этот завод? Я лично не знаком с хозяином этого завода, но, как говорят, он сотрудник прокуратуры Каспийска. Он мне несколько раз звонил и угрожал по телефону», – пояснил куратор.

Исмаилов вспоминает, что ещё несколько лет назад тесно сотрудничал с прикомандированными сотрудниками ФСБ и каспийскими полицейскими, проводились рейды, а сейчас с местной ФСБ трудно найти контакт.

«Ещё 1,5 года назад готовилось 6–8 дел по закрытию заводов в Каспийске, но они так и не получили своего развития. Если на самом деле будут заводить дела по этим фактам, это огромный удар по имиджу Дагестана и его руководства», – говорит Исмаилов. По его мнению, только глава республики может решить эту проблему и закрыть кирпичные заводы. Пока все заявления Минприроды РД о закрытии остаются на словах и на бумагах…  В марте приостанавливали деятельность 76 заводов из 80. Однако хозяева не восприняли это всерьёз. По информации Минприроды РД, по поручению Рамазана Абдулатипова до завершения сезона им разрешается только реализовывать оставшийся кирпич и рекультивировать территорию. А для производства предложено альтернативное место в Буйнакском районе.  

Номер газеты