[ Пойдём выйдем! ]

Фарид Бабаев (кандидат в депутаты Госдумы от партии «Яблоко») умер от полученных ранений в субботу, 24 ноября. Покушение на убийство, которое произошло в среду, 21 ноября, было прокомментировано властями РД как попытка «осложнить общественно-политическую ситуацию накануне выборов для подрыва доверия к органам власти и правоохранительным органам»… Там же подчёркивалось, что «у «Яблока» никакой электоральной базы нет. Для власти РД партия никакой угрозы не представляла».

Многие политики, общественные деятели и журналисты, зная личность Бабаева, до сих пор недоумевают о причинах его убийства. Каким-либо серьёзным бизнесом убитый не занимался, а его громкие заявления о «жёсткой оппозиции к действующей власти» последняя, по её словам, всерьёз не воспринимала.

Кто стрелял?

Тем не менее активная политическая деятельность Бабаева, которую он резко начал ещё в период мартовских выборов в НС РД, заставляет выдвигать различного рода версии (начиная от бытовых, закачивая конспирологическими). Приведём лишь некоторые из них. «Личная политическая неприязнь». Отделение «Яблока» ещё в период выборов в НС РД старалось сплотить вокруг себя все оппозиционные настроения в Республике Дагестан.

Естественно, что призывы к властям РФ и РД принять меры в связи с нарушениями прав человека иногда конкретизировались вокруг определённых политиков районного уровня. Это нравилось не всем. Не исключено, что кто-либо из сторонников задетых Бабаевым политиков решил принять меры…

«Выборы». Несмотря на заявления властей о слабой электоральной базе партии, независимые социологические исследования, проведённые в начале года некоторыми московскими институтами, показывали интересные цифры. Так, за «Яблоко» в РД готовы были проголосовать около 8 %, а в Махачкале – 12 % респондентов. Учитывая нынешний накал борьбы, где за 7–8 % поддержки электората, способной дать один желанный мандат, бросают все ресурсы несколько партий, Фарид, возможно, сам того и не осознавая, мог стать нежеланным «пылесосом», отнимающий необходимые («оппозиционные») проценты.

«Экономика». В поле зрения Бабаева было и месторождение «Кизил-Дере». Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам разработки меди могло привести к тому, что работы в этом направлении имели перспективу быть замороженными на неопределённое время.

«Бытовая» (версия силовиков). Бабаев не так давно купил дом. Есть версия, что бывший владелец дома пожелал вернуть себе жилище и предлагал Бабаеву деньги в обмен на дом. Говорят, что на этом фоне у них даже произошел серьезный конфликт. По неофициальным данным из правоохранительных органов, владельца дома в вечер убийства видели в районе проживания лидера «Яблока»….

«Подрывная деятельность» (конспирологическая версия). Её придерживается власть РД. Согласно ей на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан) работает группировка, не привязанная к какой-либо территории, дестабилизирующая политическую ситуацию в канун выборов. В данном случае Бабаев как оппозиционер, правозащитник и кандидат в депутаты был удобной мишенью. В свою очередь массовое убийство в с. Гонода, а также убийство Наримана Алиева (подробно см. на 2 стр. «ЧК») и ряд других событий укладываются в логику этой версии.

Игры разума…

В связи со смертью Бабаева 25 ноября в Махачкалу прилетели лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский и член бюро партии правозащитник Валерий Борщов. В тот же вечер состоялся брифинг, в котором, помимо федеральных руководителей «Яблока», принял участие теперь уже первый номер дагестанского списка партии и временно исполняющий обязанности руководителя её отделения Руслан Салахбеков, а также председатель НС РД Магомед Сулейманов. Явлинский озвучил своё официальное заявление, в котором возложил ответственность за убийство Бабаева на дагестанские и российские власти, в том числе и президента Владимира Путина. «Фарид Бабаев стал ещё одной жертвой той системы, при которой стало правилом физически уничтожать своих политических оппонентов. Это событие свидетельствует о том, что в нашей стране попирается Конституция и страна стремительно движется к тоталитаризму», – сказал главный «яблочник». Затем он дал оценку ситуации, сложившейся в стране и на Северном Кавказе в частности. О Дагестане конкретно он заметил, что «это республика, которая реально имеет гражданское общество, интеллигенцию и культуру, но когда простого бедного человека убивают за то, что он говорит правду, это дестабилизирует обстановку».

Борщов рассказал о своей совместной деятельности с Бабаевым по расследованию расстрела митинга в Докузпаринском районе и посетовал на то, что виновные до сих пор не найдены: «Трагедия произошла по вине главы района Абасова: он не вышел к народу, он струсил. Он что, такая важная фигура в РД? Гнать надо такого феодала!»

Начавшего было говорить Салахбекова перебил Магомед Сулейманов: «С президентом Дагестана достигнута договорённость о том, что он примет Григория Алексеевича, а также всех журналистов, а то сегодня какая-то неорганизованная встреча. Я крайне возмущён тем, что в присутствии председателя Народного Собрания вы выступаете с критикой власти. Вы не имеете на это морального права. Я бы не советовал вам набирать очки для партии на чужом горе. Сегодня власть трогать нельзя, потому что наш президент РД Муху Гимбатович проводит народную политику, а не антинародную. Народ живёт достойно. И за Путина я вам скажу: дагестанский народ благодарен ему. И сегодня не уважать и не любить нашего лидера мы не имеем права! Если хотите агитировать – выходите со своей программой, до 2 декабря ещё есть время, и не надо на меня так смотреть, Руслан (обращаясь к Салахбекову. – Прим. ред.), я председатель Народного Собрания и старше возрастом, не позволю, чтобы на меня так смотрели. Вы будете говорить, где вам надо, а здесь будем мы говорить».

Салахбеков: «Не делайте бессовестных заявлений. Это наша пресс-конференция, это вы наживаетесь на чужом горе».

Сулейманов: «Бессовестный вы, молодой человек! С тобой я буду отдельно разговаривать на борцовском ковре. Можешь выйти со мной? Вот мне 49 лет, поехали прямо отсюда в спортзал!»

Салахбеков: «Вам не стыдно?»

Сулейманов: «А вам не стыдно в адрес Путина такие заявления делать, пользуясь всеми благами Дагестана и России?»

Салахбеков: «Я подчёркиваю, что ответственность за убийство несёт дагестанская власть».

Сулейманов: «Ещё раз ты только это повтори, мальчишка! Позовите охрану, выгоните его отсюда!»

Явлинский: «Спасибо, я думаю, что журналисты должны быть довольны. Не уверен, что этим будет доволен президент Дагестана».

Вопрос из зала, адресованный Явлинскому: «Будет ли в связи со случившимся (словесной перепалкой. – Прим. ред.) предоставлена охрана единственному оставшемуся кандидату от “Яблока”?»

Сулейманов, опережая Явлинского: «Мы сами предоставим ему охрану! Охрана всем нужна, такая жизнь у нас, к сожалению».

До 2 декабря Григорий Явлинский обещал ещё раз приехать в Дагестан после встреч с Генпрокурором РФ, директором ФСБ и министром МВД РФ.

Как и обещал Сулейманов, на следующий день состоялась встреча Явлинского с президентом РД. Муху Алиев поблагодарил Явлинского за приезд, выразил ему соболезнование в связи со смертью Бабаева и заверил, что семья покойного не останется без поддержки. В то же время он высказал своё несогласие с обращением «Яблока», в котором Бабаев был объявлен жертвой авторитарного режима Путина, а руководство РД оценивалось как «группировка, волею случая оказавшаяся у власти».

Алиев, комментируя встречу с Явлинским, сказал: «Я возмущён некоторыми заявлениями Явлинского, сделанными в связи с этим убийством. Возмущён тем, что на человеческом горе пытаются сводить счёты с руководством страны, президентом России. Высказываются безответственные суждения о том, что происходит в РД. Он повторял за активистами регионального отделения партии, что в РД какие-то силы или какая-то группа людей «случайно пришла к власти». Мы на эти заявления никогда не обращали внимания, но когда их начинает повторять человек уровня Явлинского, я был вынужден отреагировать и сказать ему, что если люди приходят к власти случайно, то президентом РФ был бы сейчас не Путин, а Явлинский».

P. S. Пресс-конференция лидера «Яблока» Григория Явлинского (а не спикера Магомеда Сулейманова, как могло кому-то показаться) произошла в воскресенье. В понедельник же самые преданные поклонники дагестанского ТВ стали очевидцами того, как президент РД, следуя тону, заданному главой конкурирующей законодательной ветви власти, отчитывал лидера «Яблока» за использование смерти Бабаева в целях политической агитации. Претензии, казалось бы, справедливые, но, к сожалению, ни один из дагестанских телеканалов, транслировавших встречу, не предложил на суд зрителя ответ или оценку самого Явлинского. ]§[

Номер газеты