Корабельный крюк

14 декабря в Кировском районном суде Махачкалы состоялось очередное рассмотрение уголовного дела, в котором фигурирует экс-вице-премьер РД Абусупьян Хархаров.

Обвинение считает, что Абусупьян Хархаров виновен в том, что по предварительному сговору со своим заместителем Нонной Трифоновой, бывшим первым замминистра земельных и имущественных отношений РД Феликсом Алиевым и предпринимателем-оценщиком Ашурбеком Амировым незаконно провёл аукцион и похитил три морских судна – сухогрузы «Али Алиев» и «Дагестан» и нефтерудовоз «Кама», которые были приватизированы и переведены на баланс аффилированных фирм. По версии следствия, ущерб составил более 218 млн рублей, так как Амиров намеренно занизил стоимость судов, оценив их в 11,4 млн, 12,5 млн и 9,3 млн соответственно.

В суде в режиме видеоконференции был допрошен эксперт Новороссийской торгово-промышленной палаты (НТПП) Андрей Ковалёв, который занимался оценкой судов по поручению ГСУ СК РФ по СКФО на рубеже 2013–2014 гг. Он оценил их гораздо дороже: 90,7, 94,2 и 67,3 млн с учётом НДС.

Эксперт подтвердил, что не осматривал суда лично, а руководствовался материалами и фотографиями, предоставленными следствием. Ковалёв рассказал, что СК ему не предоставил, сославшись на отсутствие документов, в распоряжение ремонтные ведомости, журнал эксплуатации и ряд других документов, описывающих состояние судов, хотя НТПП их запрашивала. Упомянутые ведомости, к примеру, отражают объём необходимых ремонтных работ на судне. Отсутствие или наличие их сказалось бы на итоговой стоимости судна (чем дороже восстановительный ремонт, тем меньше стоимость объекта).

В зале присутствовали все обвиняемые по уголовному делу, но тон дискуссии задали вопросы Амирова и его защитника Хидирнаби Шабанова, адресованные Ковалёву. Спор вызвал экономический срок эксплуатации морского транспорта. Новороссийский эксперт оценил его в 45 лет, ссылаясь на фактический среднестатистический срок службы аналогичных судов. Ковалёв уточнил, что по нормативам бухгалтерского учёта срок эксплуатации такого имущества составляет от 15 до 20 лет, но, по его мнению, суда живут гораздо дольше. Обвиняемый оценщик Ашурбек Амиров возразил ему и привёл данные общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), который также регламентирует срок службы судов в 15–20 лет: «Чтобы оно прослужило 45 лет, по истечении срока эксплуатации (скажем, в 20 лет) нужно провести капремонт», – возразил Амиров, добавив, что это повлияло бы в итоге на стоимость объекта оценки. По его словам, Ковалёв, увеличив срок эксплуатации (т. е. 13 лет работы из 45, а не из 20 лет), искусственно снизил степень износа. Он также указал, что при соотнесении восстановительной и остаточной стоимости судов, которые Ковалёв употреблял в своих расчётах, получается, что неиспользованный ресурс судов после 13 лет эксплуатации составляет 75%, а амортизация – только 25%.

В итоге стороны остались при своём мнении, а Ковалёв неоднократно повторил, что оценка имущества – дело субъективное. Судья принимал активное участие в допросе, но от выводов предпочёл воздержаться… ]§[

 

Номер газеты