«Били, как резинового зайца…»

На этой неделе прокуратура должна утвердить обвинительное заключение в отношении махачкалинца Мурада Муртузалиева. Он обвиняется в участии в НВФ, хранении наркотиков, оружия и боеприпасов. При этом Муртузалиев является умственно отсталым сиротой и инвалидом по зрению.

6 октября 2015 года Мурад Муртузалиев был задержан сотрудниками Советского РОВД Махачкалы. Согласно материалам дела, в ходе личного досмотра при нём было обнаружено 20 патронов, ручная граната и наркотики. На следующий день в квартире Муртузалиева был проведён обыск, в результате которого было изъято ещё 62 патрона и самодельное взрывное устройство. Следствие установило: Муртузалиев, являясь сторонником радикального ислама, в 2013 году выехал на территорию Сирии и участвовал в боевых действиях против правительственных войск (в захвате военных и государственных объектов).

Согласно протоколу допроса, летом  2013 года в мечети на ул. Венгерских бойцов Махачкалы он познакомился с Шамилём Гамзатовым, который уговорил его поехать в Сирию и совершить «священный джихад». Через несколько месяцев он выехал в Азербайджан, оттуда в Грузию, а затем около недели жил в одной из гостиниц Стамбула, пока за ним не приехала машина, которая вывезла его в Сирию. Две недели в Сирии его учили обращаться с оружием, а затем он попросил главного в группе отпустить в Дагестан, чтобы жениться и привезти туда жену. Ему дали 300 долларов на дорогу и отпустили, но обратно он не поехал из-за финансовых трудностей.

В декабре 2014 года в той же мечети Муртузалиев познакомился с человеком по имени Ислам, который пообещал ему помочь совершить джихад. Согласно материалам дела, именно Ислам передал ему патроны, гранату, тротиловую шашку и наркотики, которые были обнаружены у Муртузалиева. В день задержания часть из них он собирался перепрятать в укромное место, но был задержан сотрудниками Советского РОВД.

Стоит отметить, что у Муртузалиева с детства имеются психические отклонения. Медицинский диагноз – олигофрения в стадии дебильности, эпилепсия с приступами. Специалисты в медицинских справках отмечают, что у него снижены функции памяти и рассеянное внимание. Кроме того, у него имеются травмы руки и черепа, теряет сознание, с детства инвалид по зрению. «Калибры и размеры он не в состоянии запомнить…» – рассказала опекун Муртузалиева Убайдат Атаева.

Она считает, что сотрудники полиции «вышли» на него, чтобы заполучить квартиру (выделенную ему как сироте), или он нужен им для статистики. Атаева попросила его письменно описать всё, что с ним произошло. Из изложения Муртузалиева, которое больше напоминает «поток сознания» (с ошибками, без знаков препинания) следует, что в октябре 2015 года (число не указано) он по телефону договорился о встрече с девушкой, которая хотела купить его квартиру. На месте его ждал УАЗ без опознавательных знаков.

Из него вышли два человека, которые начали спрашивать его про документы, а потом скрутили руки, посадили в машину. «Меня привезли в шестой отдел. Они били, как резинового зайца, и током пытали. Я потом узнал голос этой девушки, которая мне звонила насчёт квартиры… Потом сказали: «помоги нам, ты хороший, мы знаем, тебе ничего не будет. Ты как инвалид, тебя не посадят, нам просто надо дело закрыть». Я спросил: что надо делать? Они дали мне гранату, спайс и патроны и сказали: скажи, что тебе дал Ислам», – пишет Муртузалиев. Из письма следует, что ему пообещали условный срок, если признается, что получал приказы боевиков из-за границы и собирался взорвать Советский РОВД,.

В письме к генпрокурору РФ Юрию Чайке Муртузалиев написал, что в обыске квартиры в качестве понятых принимали участие полицейские. «Они нашли в туалете свёрток с патронами. Потом раскрыли матрас, и там была тротиловая шашка. Когда меня спросили, чьё это, я сказал, что это не моё. Меня ударили и сказали, чтобы я сказал, что это моё. Затем меня привезли в отдел, и там я просидел пять дней, пока не пройдут синяки. Если что случится со мной, прошу винить сотрудников ЦПЭ», – написано в его письме прокурору.

По словам нынешнего адвоката Муртузалиева, Михаила Черкасова, он не нашёл в деле ни одну жалобу на пытки и давление, которые должен был составить предыдущий адвокат (по назначению). ]§[

Номер газеты