[ По следам Эфиопа ]

На одном из расширенных совещаний о мерах по противодействию терроризму и религиозному экстремизму в Республике Дагестан Рамзан Кадыров заявил, что «после подавления ваххабизма в Чеченской Республике появились новые миссионеры, которые называли себя хабашитами. Это те же ваххабиты, только с другим названием, и цель у них одна – разрушение ислама, но мы подавили это течение». (РИА «Новости», 14 ноября 2006 г.) Вышеуказанное заявление, а также отсутствие какой-либо достоверной информации о течении хабашитов и появление сообщений об их активизации в Дагестане подогрели наш интерес к этому направлению в исламе.

История течения

Хабашиты – распространённое название международного религиозного движения, характеризующегося активным прозелитизмом. Официальное название – Ассоциация исламских благотворительных проектов (со штаб-квартирой в Ливане). Возникшее недавно, названо по прозвищу основателя движения аль-Хабаши (дословный перевод с арабского – Эфиоп). Аль-Хабаши родился в Эфиопии и полное его имя – Абдаллах ибн-Мухаммад ибн Юсуф аль-Хирари аш-Ши’би аль-Абдари. Родившись в городе Харэр, который неофициально считается исламской столицей христианской Эфиопии, и получив там начальное религиозное образование, позднее переселился в город Джумма, где вступил в суфийский орден «Тиджания». Здесь он в 1940 г. оказался замешанным в гонения на исламские образовательные центры и алимов. Противники аль-Хабаши утверждают, что в результате его доноса один из руководителей Харэрского медресе погиб в ссылке. Далее, по тем же источникам, аль-Хабаши стал сотрудничать с императором Эфиопии Хайле Силасие и участвовал в гонениях на мусульманских учёных, многие из которых были подвергнуты арестам, ссылкам, а некоторые вынуждены были эмигрировать в Египет. В 1950 году, восстановив против себя всю исламскую элиту Эфиопии, аль-Хабаши переезжает в Ливан. Здесь он уже начинает проповедовать своё собственное направление в исламе, многими авторитетными учёными и богословами названное «искажёнными заблуждениями». Здесь же его обвиняют в получении финансовой поддержки от произраильских финансовых кругов и сотрудничестве с ними. В своём вероучении он смешал элементы таких заблудших сект, как джахмиты (искажавшие имена и качества Аллаха), крайние суфии, шииты (порочащие сподвижников – асхабов), джабриты (искажающие веру в предопределение и отрицающие свободу выбора человека). Его последователи, как и представители других подобных крайних учений, начали считать мусульманами только тех, кто следовал за аль-Хабаши.
Преемником аль-Хабаши после его смерти стал Низар аль-Халяби. Хабашиты даже выдвигали его на должность муфтия Ливана. У хабашитов есть свои общественные и политические деятели, такие как депутат парламента Аднан ат-Тараблуси. Другой их кандидат – Таха Наджи – не смог победить на выборах. Известны также Хассан Киркира (заместитель директора «Общества Исламских Проектов»), Камаль аль-Хут, Имадуд-дин Хайдар и Абдуллах аль-Баруди, которые возглавляют две крупнейшие научно-исследовательские организации в стране, занимающиеся исследованиями в области истории и культуры. На территории СНГ лидером хабашитского течения считается уроженец Ливана Ахмад ат-Тамими, в настоящее время являющийся председателем ДУМУ (Духовное управление мусульман Украины). ДУМУ, в свою очередь, входит в состав ЦДУМ России под руководством Талгата Таджуддина.
Филиалы движения есть в Австралии, Канаде, Франции, Швеции, Швейцарии, Дании, Соединённых Штатах, Украине, России. Активно хабашиты начали проникать и на Северный Кавказ. В Чечню, как следует из заявления Рамзана Кадырова, являющегося как-никак сыном бывшего муфтия Чечни – покойного Ахмада-хаджи Кадырова, – им путь заказан.

Идеология хабашитов

Аль-Хабаши утверждает, что Священный Коран – это слова ангела Джибриля (архангела Гавриила), и что именно он, а не Всевышний изначально произносил слова и фразы Корана (книга аль-Хабаши «Изхар аль-акида ас-сунния», стр. 591). В предопределении хабашиты подобны заблудшим, с точки зрения исламских учёных, джабритам, и утверждают, что Всевышний способствует и помогает неверным совершать неверие («Ан-Нахдж ас-салим», стр. 71).
Хабашиты призывают людей посещать могилы и обращаться к умершим с мольбами, прося их о помощи. Это связано с тем, что хабашиты считают, что умершие покидают свои могилы для того, чтобы помогать тем, кто обращается к ним за помощью, а затем возвращаются обратно. Хабашиты также считают, что можно обращаться с мольбой о защите (исти’аза) к умершим, и полагают, что камни могут быть благословенными и приносить пользу. Таким образом, они считают, что если кто-то скажет: «Я прибегаю к защите посланника Аллаха от наказания ада», то в этом нет ничего дурного. («Ад-далиль аль-кавим», стр. 173; «Бугйат ат-талиб», стр. 7; «Сарих аль-байан», стр. 62, стр. 57; а также аудиозапись лекции Халида Канана, 70-я минута).
Аль-Хабаши и его сторонники плохо отзываются о многих из сподвижников пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они особенно пытаются опорочить таких асхабов, как Муавия ибн Абу Суфьян и мать правоверных Айша, да будет доволен ими Аллах. Аль-Хабаши также делает выпады в адрес Халида ибн аль-Валида и говорит, что все, кто выступил против Али, да будет доволен им Аллах, умерли смертью джахилии (невежества и неверия). («Изхар аль-акида ас-сунния», стр. 182)
Аль-Хабаши издал немало фетв и суждений, противоречащих мнениям всех авторитетных учёных, в том числе и четырёх имамов. Например, такие, как одобрение хитрости в религии; взгляд на чужую женщину и приветствие её за руку он считает разрешённым, а также считает дозволенным выход женщины, использовавшей перед этим духи и непокрытой, из дома без разрешения мужа.
Он также считает необязательной выплату заката из бумажных денег и ограничивает обязательность выплаты заката из серебра и золота. Исходя из источников, можно сделать вывод, что аль-Хабаши считает дозволенным ростовщичество и считает молитву, совершённую человеком, покрытым нечистотами, дозволенной. («Буг’ят ут-талиб», стр. 99) Довольно большой скандал разыгрался из-за изменения киблы (направления на Мекку). Хабашиты в некоторых городах основали свои частные мечети с киблой, изменённой на 90 градусов. В основе их заблуждения лежит убеждение в том, что земля имеет форму полусферы, как половина шара.

Появление в Дагестане

В Ливане хабашиты чувствуют себя наиболее свободно. Здесь они совершают намаз своим джамаатом после завершения намаза основным джамаатом мечети. Они также прославились тем, что не слушают имамов в мечетях, избивают их, устраивают потасовки и драки. В Ливане хабашиты открыли множество крупных школ, превосходящих государственные своим оснащением и уровнем заработной платы. Открыта своя радиостанция, проповедующая их убеждения. Хабашиты распространили своё учение в Европе, США, Канаде, Австралии, Швеции и Дании.
На территории бывшего СНГ наиболее благоприятным местом для развития и распространения секты стала Украина. Ахмад ат-Тамими распространяет хабашитскую литературу не только на Украине, но и в республиках России и бывшего Советского Союза. К сожалению, участие в распространении их заблуждений принимают и некоторые мусульмане Дагестана. В частности, по нашим данным, активные контакты с украинскими хабашитами поддерживает ставленник Аллахшукюра Паша-заде, муфтия Азербайджана, Шихабутдин Керимов. По словам дербентских мусульман, он ездит по районам и встречается с различными религиозными деятелями, хотя для нас непонятна цель его работы, поскольку, по словам имама Джума-мечети Дербента, шиитами он не руководит и ограничить круг его деятельности они тоже не смогли. Сам его статус тоже вызывает много вопросов, таких, как и право Паша-заде назначать своих наместников в Дагестане.
Кроме него, контакты с Тамими имеет ещё один дагестанский шейх накшбандийского тариката, получивший, по собственным заявлениям, иджазу (разрешение на ведение соответствующей деятельности) от шейха Назима Киприси (кстати, он сам, по словам встречавшихся с Киприси, отрицает выдачу иджазы). Достоверно известно, что он и вышеуказанное лицо этим летом ездили в Украину и получили там немалые финансовые средства. Неизвестно только их назначение, хотя известно о направлении на Украину для учёбы в подконтрольных хабашитскому муфтию религиозных учебных заведениях первой партии молодых дагестанцев. Имеются данные и о сотрудничестве ат-Тамими с ещё одним шейхом, действующим в Хасавюртовской зоне. По некоторым данным, попытки усиления сторонников хабашитов уже встречали противодействие мюридов Саида-афанди Чиркеевского. Активизацией хабашитов есть недовольные и среди других групп мусульман. В этой связи в результате появления и активизации хабашитов возникает реальная угроза дестабилизации положения в некоторых районах республики и распространения фитны (смуты) в рядах дагестанских мусульман.

Номер газеты