[ колонка ]

[Сила слова] В субботу 4 октября в Большом зале Русского театра состоялся концерт, посвященный юбилею народной артистки Дагестана, лауреата премии им. Г. Цадасы Фаины Графченко.

Графченко — яркий представитель вымирающей профессии «мастер художественного слова», закончила ГИТИС по специальности режиссер эстрады и массовых представлений, объездила с концертными программами весь Дагестан и большую часть России.

Удержать внимание зала Фаина Федоровна умеет. Билеты на концерт раздавались в вузах и учреждениях, и публика подобралась довольно разношерстная. Но несмотря на это, не досидевших до конца концерта, было немного. Богатый, прекрасный голос, экспрессия заполняли собой все и вся, хотя из-за несовершенства микрофонов «художественное слово» и терзало барабанные перепонки слушателей.

Безусловно, Фаина Графченко — профессионал, и на ее фоне бледно смотрелись и Галина Дулиева, ведущая концерта, и дети, читавшие стихи, которые им были явно не «по росту». Когда девочка лет десяти произносит фразу о седине в косах, потряхивая роскошной гривкой, это производит курьезное впечатление.

Концерт шел, на удивление ровно, без явных спадов, а именинница выкладывалась по полной программе. И когда на сцену выскочила сводная группа артисток театра и под песню «На-ны» заплясала нечто среднее между рэпом и танцем живота, Фаина Федоровна легко включилась и тоже проделала несколько танцевальных па.

Кульминацией концерта явился прозаический отрывок из романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день». Темная сцена, посреди которой в ярком круге света стояла Фаина Федоровна, ее голос, то набирающий силу, то переходящий в шепот, производили изрядное впечатление.

Чтение прозы было на уровне, что, к сожалению, нельзя сказать о стихах. Здесь наработки драматической актрисы были скорее излишними. Стихи как более тонкая субстанция не терпят чрезмерной аффектации. Попытка читать их как басни, привнося голосом дополнительную экспрессию, делая акцент не на музыке звучания, а подчеркивая смысловые нюансы, привела к тому, что в угоду смыслу ломался ритм. По этой причине все, что декламировала Графченко: Гамзатов, Шекспир, Сущевский, Цветаева — звучало совершенно одинаково. Голоса авторов, их неповторимые интонации, музыка римтики, что и составляет сущность стихов, были заглушены агрессивной и эмоциональной манерой чтицы. На сцене царила и правила бал только Графченко, не давая никому ни единого шанса. Возможно, это верно, все-таки юбилей. Но как-то обидно делалось за поэтов.

Такого же эффекта добилась Алла Борисовна, дерзнув превратить в песню трагические стихи Мандельштама о Петербурге. Среди поздравлявших Фаину Федоровну хочется выделить певицу Айшат Ахмедову (на операцию которой недавно собирали деньги деятели искусства) и директора филармонии Ирину Нахтигаль, чье искреннее волнение выгодно контрастировало с казенной прочувствованностью официальных речей.

В качестве основного подарка к юбилею министр культуры РД Наида Абдулгамидова сообщила, что Фаина Графченко представлена к званию Заслуженной артистки РД. ]§[

Номер газеты