Запретный энергоБЛОК

На неделе произошло несколько событий, в той или иной мере влияющих на энергетическую отрасль Дагестана. Федеральный центр отказал Дагестану в предоставлении государственных гарантий на проект строительства завода (СПГ) по производству сжиженного газа. Официальная причина – чрезмерно высокий уровень задолженности республики, а также отсутствие экономического обоснования проекта. А «Роснефть» резко выступила против передачи Дагестану морского побережья и месторождений Каспия. 

Отказ в помощи по строительству СПГ-завода, по сути, стал коллегиальным решением экономического блока правительства страны. Под ним, помимо Минэнерго, подписались Минфин и Минэкономразвития. Госгарантии на сумму 3 млрд рублей показались кабмину слишком высокой платой за республику-должника. 

​Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, отметим, ранее просил у премьер-министра Дмитрия Медведева госгарантии на эту сумму.  А ещё раньше он написал письмо на имя президента РФ Владимира Путина, в котором доказывал «необходимость привлечения крупных российских нефтегазовых компаний с целью увеличения поступлений в бюджеты всех уровней».

В случае положительного решения вопроса строительство завода планировалось совместно с «Газпромом». Но от идеи, которая впервые была принята на рассмотрение ещё в 2008 году и оценивалась порядка 7 млрд рублей, теперь отказались. Примечательно, что проект ещё в 2013 году был заморожен из-за стремительного роста долгов перед поставщиками газа, однако за последние 3 года задолженность только росла, и сегодня, по самым скромным оценкам, составляет около 33 млрд рублей.  Следовательно, «Газпром» посчитал новый проект слишком затратным и рискованным вложением.

Проект СПГ-завода, представленный Государственной нефтегазовой компанией (ГНК) Дагестана, судя по анализу правительства, не отвечает ни требованиям отбора инвестпроектов Министерства по делам Северного Кавказа, ни требованиям Минэкономразвития для предоставления госгарантий. У ГНК не оказалось достаточных гарантий возврата запрашиваемых средств в бюджет, в то время как у Дагестана слишком высокий внутренний долг – 15,75 млрд руб. – 62,4% от объёма доходов республики без учёта безвозмездных поступлений. Кроме того, в Минэнерго РФ не получили от Дагестана параметров завода: ни его мощности, ни стоимости проекта, ни оценки рынков сбыта газа.
При наиболее оптимистичном развитии вопроса предполагалось, что СПГ-завод позволит снабжать высокогорные отдалённые районы республики газом, в которые крайне затруднена прокладка магистральных газопроводов. Вероятно, руководство республики догадывалось о степени заинтересованности «Газпрома» проектом, и как второго партнёра держали в уме «Роснефть». Однако нефтяной гигант сейчас намерен самостоятельно разрабатывать ресурсы каспийского шельфа, а это три месторождения: блок «Дербентский-1», «Димитровский-3» и «Инчхе-море».

Часть аргументов в пользу отказа от СПГ связана с тем, что экспортировать сжиженный газ по морю в соседние страны экономически нецелесообразно, так как все они и без того хорошо обеспечены газом, и новые объёмы топлива едва ли купят. К примеру, Азербайджан скоро будет иметь собственный экспортный газовый проект TANAP, Ирану свои запасы некуда девать, У Туркменистана весьма обширный рынок сбыта в Китае, туда же нацелен и Казахстан.

Вероятнее всего, отказ от предложения руководства республики связан не только с экономическими факторами. Стоит напомнить, что месяц назад дагестанский парламент был вынужден секвестировать республиканский бюджет, поскольку власти не смогли реализовать газовые сети, за счёт чего планировалось увеличить доходную часть бюджета почти на 8 млрд рублей. «Газпром», которому изначально отводилась роль выгодоприобретателя, отказался от сделки, по нашим данным, по причине отсутствия у сетей пакета документов. 

С другой стороны, нежелание федерального центра вкладывать деньги в СПГ Дагестана может быть связано с политическими трясками в газовом секторе республики. Это и систематическая смена руководства в местном филиале ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», и неожиданный конфликт главы республики с федеральными кураторами газовой сферы. Напомним, летом прошлого года при участии тогдашнего полпреда президента в СКФО Сергея Меликова было принято решение о создании комиссии, которая несёт ответственность за кадровый состав руководящего звена в энергетической и газовой отраслях республики. Распоряжением правительства Дагестана руководителем комиссии был назначен вице-премьер Шамиль Исаев. Однако работа нового органа сопровождалась постоянной борьбой за власть в ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Проработав всего три месяца, пост руководителя вынужден был покинуть Владимир Лемешко, а пришедший ему на смену Андрей Кожарский не без поддержки из центра начал проводить самостоятельную кадровую политику. Куратором Кожарского считается депутат Государственной думы РФ Михаил Старшинов, имеющий весьма солидный опыт работы в силовых структурах. По сути, фактическая кадровая работа комиссии под руководством Исаева с этого момента была блокирована. Это, разумеется, начало сильно нервировать Рамазана Абдулатипова, и он, по нашим сведениям, активно ищет в Москве варианты преодоления проблемы. Впрочем, пока безрезультатно. На этом фоне неожиданно оживилась и нефтянка.

«Роснефть» не желает оставлять ни клочка дагестанского побережья

 

Кому качать качалку?

 

«Роснефть» попросила правительство ускорить проведение аукционов на право пользования недрами трёх участков в Каспийском море – блоки «Дербентский-1» и «Дербентский-2», а также месторождения «Инчхе-море». Об этом вчера, 20 апреля, сообщило РБК. На них также имеет виды дагестанское правительство, желая получить доступ через подконтрольное ОАО «Государственная нефтегазовая компания Дагестана».

Просьба, по данным ресурса, была сформулирована в мартовском письме директора департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Алексея Уварова вице-премьеру Александру Хлопонину. Уваров в нём упомянул, что нефтедобывающая компания не согласна с предложением Рамазана Абдулатипова перевести земли побережья из федеральной собственности в республиканскую.

«‘‘Роснефть’’ неоднократно заявляла о необходимости сохранить единый правовой режим освоения участков, расположенных в различных акваториях, как участков недр федерального значения и последовательного применения этого режима к участкам недр, расположенным в российском секторе Каспийского моря», – цитата из письма Уварова.

Предложение главы Дагестана перевести земли Каспийского побережья в собственность республики поступило Владимиру Путину осенью прошлого года вместе с другими проектами по развитию нефтегазовых активов в регионе. Этот вопрос, а также статус Каспийского моря обсуждались 14 марта на закрытом совещании у Хлопонина. Просьба «Роснефти» ещё не удовлетворена, уточняет РБК со ссылкой на источник в правительстве, а «Роснедра» ещё не получали распоряжение готовить условия для аукциона, поскольку не определён юридический статус этой территории.

В июне 2015 года под руководством вице-премьера – министра экономики и территориального развития РД Раюдина Юсуфова состоялось заседание экспертов, учёных, представителей бизнеса и общественности. Совещавшиеся составили список так называемых институтов и источников дальнейшего развития республики. Перечень был направлен на утверждение в Минкавказ России. Однако там его забраковали почти по всем пунктам. Одним из таких источников Правительство РД определило разработку трёх блоков шельфа из нераспределённого фонда, на которые теперь претендует «Роснефть».

Изначально ГНК претендовала на другие участки шельфа. В ноябре 2014 года компания интересовалась рыночной стоимостью ОАО ТЭК «Геотермнефтегаз», активы которого хотела выкупить и получить доступ к двум блокам Каспийского шельфа – «Избербаш-2» и «Сулак-4» (лицензиями на разработку которых обладает ОАО). ООО «Росэкспертиза» оценило компанию в $111,2 млн. Привлечь инвесторов для его покупки не удалось. Последний кандидат – вьетнамская компания PetroVietnam – для своего финансового спокойствия потребовал госгарантии РД, которые в бюджете 2016 года не были предусмотрены.

Глава пресс-службы Минприроды Николай Гудков пояснил РБК, что субъекты федерации, в том числе Дагестан, имеют полномочия распоряжаться землями, содержащими общераспространённые полезные ископаемые. Участки с запасами нефти и газа относятся к государственному фонду недр, право на их разработку предоставляют «Роснедра». Выставление указанных «Роснефтью» участков на аукцион в российском секторе Каспия возможно только после принятия федерального закона, который определит юридический статус Каспия в сфере недропользования. Сейчас, указывает источник, на Каспийское море не распространяется действие закона о континентальном шельфе, который допускает к нему компании с госучастием более чем 50% и опытом освоения недр континентального шельфа, такие, как «Газпром» и «​Роснефть». Пока не определён статус Каспийского моря, предоставление участков осуществляется согласно общим требованиям закона о недрах, т. е. любым юридическим лицам, за исключением компаний с иностранным участием.

Под сильным напряжением

 

18 апреля в дагестанском правительстве под председательством замминистра РФ по делам Северного Кавказа Владимира Кузнецова и вице-премьера РД Шамиля Исаева прошло заседание межведомственной рабочей группы по топливно-энергетическому комплексу. Обсуждалась эффективность отрасли в условиях реалий Дагестана. В этот же день с надеждой на позитивные перемены в ПАО «ДЭСК» появился новый руководитель: Андрея Ерешкина сменил Магди Гитинов. Но главное в этой истории – настойчивость…

На заседании обсуждались вопросы повышения эффективности и безопасности функционирования топливно-энергетического комплекса Дагестана, платежей предприятий бюджетной сферы и ЖКХ.

Пресс-служба правительства приводит слова Владимира Кузнецова, констатировавшего, что, «несмотря на принимаемые региональными властями меры, ситуация с платежами за потребляемые энергоресурсы в Дагестане и ряде субъектов Северного Кавказа остаётся актуальной».

«В Дагестане наблюдается рост дебиторской задолженности как за потреблённый газ, так и за электроэнергию. Не в полной мере выполнены мероприятия по реализации газовых сетей, консолидации электросетевых активов. Ресурсоснабжающие компании не провели инвентаризацию абонентских баз», – заявил замминистра.

В свою очередь, замминистра транспорта, энергетики и связи Эльдар Гаджибабаев доложил, что принятые на уровне республики в январе – марте 2017 года меры позволили достигнуть положительную динамику оплаты за электроэнергию. «Минфином республики с опережением перечисляются средства предприятиям, финансируемым из республиканского и местных бюджетов, для оплаты за поставленные энергоресурсы», – уверяет он, хотя, по его словам, задолженность всё равно остаётся.
Гаджибабаев уверен, что основной причиной сложившейся ситуации является существенная задолженность частных предприятий ЖКХ, занимающихся непосредственным сбором средств с потребителей, так как они являются монополистами и гарантирующими поставщиками, оказывающими услуги значительной части населения. Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что большинство из них находится в состоянии банкротства, их счета арестованы.
О ситуации с платежами за газ доложил гендиректор новой структуры – «Газпром межрегионгаз Махачкала» – Андрей Кожарский. По его словам, платежи потребителей газа, финансируемых из республиканского бюджета, выросли, а платежи предприятий ЖКХ, финансируемых из федеральной казны, снизились.
 

Настойчивость I
 

18 апреля гендиректор ПАО «МРСК СК» Юрий Зайцев представил коллективу ПАО «ДЭСК» нового руководителя: исполняющим обязанности управляющего ПАО стал Магди Гитинов. Уроженец с. Мазада Тляратинского района и, по непроверенным данным, муж племянницы главы РД Рамазана Абдулатипова, Гитинов пришёл в энергетику в 2014–2015 гг., примерно через год после того, как племянник Абдулатипова – Асхабали Абдулатипов – работал в должности первого заместителя управляющего «ДЭСК». Гитинову прочили должность руководителя Дагестанской сетевой компании, и даже какой-то период он значился управляющим ДСК на официальном сайте ПАО «ДЭСК», но не сложилось.

Предшественник Гитинова, Андрей Ерешкин, по данным «Черновика», перешёл на работу в «МРСК СК» на позицию советника. Причины, по которым он покинул свою должность, не сообщаются. Ерешкин считается человеком Зайцева – оба выходцы из Вооружённых сил, а в прошлом десятилетии работали вместе в сфере металлотрейдинга.

В своё время назначение Ерешкина рассматривалось как «недвусмысленный сигнал дагестанским кланам о том, что лимит доверия к ним в энергетике со стороны федерального центра исчерпан».

«Население платит, а на счета компании деньги не поступают. Очевидно, что причина этому – воровство. К сожалению, в это вовлечены и сотрудники местного предприятия. Это недопустимо», – охарактеризовал ситуацию в мае 2016 года руководитель «Россетей» Олег Бударгин.

Ранее в интервью «Черновику» Ерешкин заявлял, что кадровые перестановки и увольнение людей (в ПАО «ДЭСК»), которые допустили повальные неплатежи и потери в сетях, – это единственный путь переломить ситуацию.

«Он (этот путь), конечно, не нравится тем, кто её создал и хотел бы продолжать зарабатывать на ней немалые деньги. Зачастую эти люди пришли, чтобы «отбить» те взятки, которые они заплатили за свои должности при предыдущем руководстве компании. И они этого не стесняются, беспардонно заявляя: я же заплатил за это место, как вы можете меня уволить? Процесс очищения компании от подобных кадров запущен и будет продолжен», – говорил Ерешкин в прошлом году.

Можно предположить, что решение об освобождении Ерешкина от должности было де-факто принято 10 апреля, в день заседания совета директоров ПАО. Среди обсуждаемых вопросов было рассмотрение отчёта внутреннего аудита ПАО. Совет директоров отметил низкую эффективность внутреннего аудита и влияние на него менеджмента общества.

 

Настойчивость II

 

Согласно официальным данным, размещённым на сайте ПАО «ДЭСК», приходу Гитинова и увольнению Ерешкина предшествовало довольно любопытное событие. 11 апреля московское ООО «ИК ‘‘Такс Квадро Секьюритиз’’» приобрело 18,39% голосующих акций «ДЭСК». Это приобретение включает московскую инвестиционную контору в число обладателей крупного пакета акций, позволяющих влиять на ситуацию в компании. Для примера: крупными держателями голосующих акций являются «Россети» (51%) и ПАО «Новгородоблэнергосбыт» (21,83%).

«Такс Квадро Секьюритиз» располагается по адресу: Москва, пр. Шмитовский, д. 18а. Адрес, ИНН и ОГРН общества (ИНН: 7702593259, ОГРН: 1067746245863), а также фамилии руководства совпадают с ООО, отличающимся от названного перестановкой двух букв – «Таск Квадро Секьюритиз».

Учредители ООО «ИК ‘‘Такс Квадро Секьюритиз’’» – Вадим Киселёв и Михаил Ворона. Они являются соучредителями различных структур, связанных с охранным бизнесом, услугами в области аренды недвижимости и пр. В частности, входят в Фонд «Поддержки и развития тактико-огневого мастерства», который возглавляет Герой России, экс-командир отряда особого назначения «Витязь» Сергей Лысюк. (Последний является руководителем Ассоциации «Братство краповых беретов – “Витязь”», а также множества ЧОП, названия которых указывают на принадлежность к спецназу «Витязь».)

Ранее указанные лица входили в Некоммерческое партнёрство тактического взаимодействия «Антитеррор», которое официально возглавлял экс-депутат Госдумы Астраханской области подполковник МВД в отставке Виктор Хайрулик (дослужился до замначальника СОБР УВД Астраханской области, затем возглавил ЧОП «СОБР»).

В сфере интересов данной группы бизнесменов с силовым прошлым не только акции различных энергетических компаний, операции с недвижимостью и бухгалтерский (банковский) консалт, но и рекламный бизнес. В частности, в 2016 году аффилированная с ними структура «Трейд Компани» выиграла аукцион по выбору рекламного подрядчика в Московском метрополитене и намеревалась выиграть аналогичный аукцион по размещению рекламы в метро Санкт-Петербурга.

«Таск Квадро Секьюритиз» регулярно попадала в скандалы, связанные с ценными бумагами. В частности, в 2015 году в отношении Вадима Киселёва возбуждалось уголовное дело: по версии следствия, он растратил 5 млрд рублей, переоформив содержание депозитариев (вверенных ему в доверительное управление или хранение пакетов акций и долей компаний) на офшоры. Среди пострадавших от его действий оказались крупные банки («Муниципальный коммерческий банк», «Рублёвский»), сбытовые энергокомпании (в числе которых «Дагестанская энергосбытовая компания»), а также «Сумма капитал» (на 60 млн рублей) братьев Магомедовых.

В том же, 2015-м, году ЦБ лишил «Таск Квадро Секьюритиз» лицензии участника рынка за неоднократное нарушение в течение одного года требования законодательства РФ о ценных бумагах.

Отметим, что один из владельцев акций ПАО «ДЭСК» – «Новгородоблэнергосбыт» – долгое время судился с «Таск Квадро Секьюритиз», требуя предоставить информацию о том, что происходит с акциями его предприятия (сведения об этом им не предоставлялись с 2014 года) и в материалах уголовного дела проходил как потерпевшая сторона. ]§[

Номер газеты