Замыкание в сети

Республика совместно с энергетиками продолжает искать выход из долговой ямы, в которой, судя по цифрам, Дагестан просто погряз. Последние «поиски» состоялись 3 февраля на совещании в Министерстве транспорта, энергетики и связи РД. Между тем менеджмент сетевой компании (и регионального, и местного уровней) ссылается на сильный износ сетевого имущества и высокий уровень потерь. С этим связаны, в том числе, участившиеся перебои с энергоснабжением в Махачкале.

Износ столичных сетей усугубляется массовой застройкой, которая зачастую игнорирует строительство инженерных сетей. Ежегодный прирост потребления в Махачкале, по данным МРСК СК, составляет около 10%. «Столичное сетевое имущество находится в аренде у АО «Дагестанская сетевая компания». Его собственники не проводили достаточного эксплуатационного обслуживания. Оттого сильный износ оборудования», – считает гендиректор МРСК Юрий Зайцев. Пример – ситуация в посёлках Семендер, Сепараторный, Учхоз, Хушет, Богатырёвка и дачных посёлках. Эти бесхозные сети по решению администрации Махачкалы были переданы на обслуживание Махачкалинским ГЭС. В итоге выросли протяжённость сетей, аварийность и процент потерь. По Махачкале по итогам прошлого года процент составил 33,1%.

Весь спектр проблем в энергетике республики, в том числе в Махачкале, по мнению Зайцева, состоит из нескольких пунктов. Отсутствует полноценная система учёта электроэнергии, высокий уровень потерь. Для их снижения необходимы немалые инвестиции – требуется реконструкция и масштабное обновление сетей. Но этому мешает низкий тариф, которого не хватает на эти мероприятия. И, наконец, низкая платёжная дисциплина потребителей республики.

 

Испытание долгами

 

На днях ПАО «ДЭСК» отчиталось о том, что долги потребителей по итогам 2015 года выросли до 17,5 млрд рублей. Из них долги населения республики – более 1,7 млрд. Вообще, ситуация с общей суммой долга довольна противоречива. В таблице 1 представлена общая структура задолженности. Как видно, 9,2 млрд в ней приходится на бывшую сетевую компанию «Дагэнергосеть» и почти более полумиллиарда – на новое АО «Дагестанская сетевая компания». Обе компании являются стопроцентными дочерними предприятиями МРСК СК, так что обобщать и вешать долг в 17,5 млрд на республику как позорное клеймо вряд ли корректно. В диаграмме 1 отражена динамика роста долгов потребителей. Наиболее ударные темпы демонстрирует «Дагэнергосеть», а в сумме 2,7 млрд долга юр. лиц (по данным на октябрь) 910 млн принадлежит Махачкалинским горэлектросетям. Долг населения также склонен к тенденции роста, хотя и гораздо меньшими темпами. Ежегодно он прибавляет от 200 до 400 млн, хотя, по данным тех же энергетиков, за электричество исправно платит 80–90% населения.

 

Расточители и компенсаторы

 

Долг бывшей сетевой компании в 9,2 млрд – это сумма, которой она должна компенсировать ДЭСК потери электроэнергии. Последние структурируются следующим образом. Растерявшийся из-за износа и при транспортировке объём электричества входит в допустимый (нормативный) уровень потерь. Его величина варьируется в зависимости от сезона и района. Для Дагестанской сетевой компании зимой он, к примеру, составляет 20%. Ненормативные потери – всё, что связано с неучтённой энергией, то, что «сетевики» называют украденными киловаттами. Они и формируют долги как бывшего «сетевика», так и нынешнего. Важно, что всё, что компания теряет в рамках норматива, восполняет ей потребитель. Данные по потерям учитываются в тарифе, который для сетевой компании рассчитывает РСТ РД. И это большая часть убытков. Например, в 2013 году суммарный отпуск электроэнергии ОАО «Дагэнергосеть» был равен 5,2 млрд кВт/ч, потери составили 1,5 млрд (29,3%). При действующем в том году нормативе 21,1% тариф компенсировал им почти 1,2 млрд кВт/ч. Оставшиеся 343 млн – неучтённые.

В итоге ДЭСК продаёт сетям меньший объём и недополучает запланированную сумму выручки. Понятно, что при такой системе новая сетевая компания – АО «ДСК» – ни в коей мере не панацея от сложившихся проблем (как её позиционировало руководство МРСК СК), из-за которой энергетики «отказались» от Дагэнергосети, а лишь очередной накопитель долгов. (К слову, изучать данные внутрикорпоративные долги собиралась рабочая группа, созданная по инициативе депутата НС РД Михаила Гашимова. Но, судя по всему, назначение депутата на пост председателя совета директоров АО «ДСК» несколько охладило его пыл.)  

Проблему «неучтёнки» должна была решить Государственная программа по снижению сверхнормативных потерь электроэнергии в распределительных сетях, реализация которой в Дагестане тянется с 2011 года и должна была завершиться ещё в 2013-м. За этот период эксперты успели её «похоронить». Даже Зайцев в одном из интервью рассказывал о заброшенном состоянии, в котором он её обнаружил, когда летом прошлого года возглавил МРСК. По плану количество приборов учёта составляет 453 тысячи штук. Сейчас, по его данным, программа находится в завершающей стадии реализации, по итогам 2015 года установлено 322 тысячи счётчиков (65%).

Во многом за счёт этого удалось снизить сверхнормативные потери за прошлый год, правда, пока на 0,8% от уровня 2014 года.

Суммарный уровень потерь за тот же период обозначился на уровне 28,4%. Это среднее значение, так как есть потери 56%, как в Шамильском районе, и такие, как в Ногайском – менее 20%.

С другой стороны, велика вероятность того, что сетевикам энергосберегающее потребление просто невыгодно. Тарифная стратегия такова, что если предприятие снижает потери в текущем периоде, то в следующем это приведёт к уменьшению тарифа, т. к. расходы на компенсацию потерь пойдут под нож.

Проблема пресловутой тарифной недостаточности, о которой на всех уровнях твердят энергетики, также предполагает рост цен на электроэнергию. По мнению сетевиков, тариф на розничном рынке, устанавливаемый РСТ РД, ниже экономически обоснованного на 40%. Ими предпринимались неоднократные и безуспешные попытки оспорить его в суде. Сейчас, по данным гендиректора МРСК, переговоры о росте тарифа идут «на самом высоком уровне».

По тому же принципу (за счёт потребителей и включения затрат в структуру тарифа) сетевики намерены модернизировать своё имущество. До настоящего времени потуги в этом направлении были безрезультатны. По данным РСТ РД, Программа энергосбережения «Дагэнергосети» в 2014 году отклонялась и возвращалась на доработку семь раз (впрочем, тогда согласование не получила ни одна программа регулируемых ТСО, ОАО «Оборонэнерго»). Несоответствие требованиям тарифной службы заключалось в том, что компания не предусмотрела снижения уровня нормативных технологических потерь электрической энергии. Т. е. фактически за счёт программы сетевики собирались снижать ненормативные потери (т. е. начать снижение условно от 30%, хотя должны были снижать норматив). Потери выше этого уровня законом не признаются, т. к. принадлежат самой организации.

«Ни один тариф не устанавливается без прибыли. Другое дело – как организация на месте реализует наш тарифный план, куда закладывается амортизация, в статьях расходов предусматривается их восстановление. Куда деваются деньги, которые предприятие получает, а мы, потребители, оплачиваем? Надо найти источник финансирования помимо тарифа, а не то, что «Россети» нам сегодня пытаются навязать: деньги, которые они теряли в течение десяти лет, ещё раз переложить на потребителя. Это незаконно», – высказался на совещании в Минтрансе руководитель РСТ РД Умахан Амирханов. Сейчас на согласовании находится программа энергосбережения АО «ДСК».

По оценкам Зайцева, реконструкция энергообъектов обойдётся не менее 50 млрд рублей. Тариф будет экономически обоснованным только за счёт раздутой «начинки». Логично, что энергетики предпочитают не озвучивать спонсора этих расходов. ]§[


Справка «ЧК»

 

Программа финансируется из федерального бюджета (2,695 млрд рублей). Ключевая идея её состоит в том, чтобы установить современные приборы учёта. Отличие их от старых счётчиков в том, что в них предусмотрено деление на две или три тарифные зоны в зависимости от времени суток – пик (с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00) и ночь (с 23:00 до 7:00) – и ведение учёта потребления по часам. Это выгодно, так как в ночные часы электроэнергия в два раза дешевле, чем днём. Более того, система автоматизации учёта устроена так, что информация со счётчиков потребителей считывается посредством устройств сбора и передачи данных (узел учёта). Это означает, что при накрутке показаний со счётчика на узел учёта автоматически посылается месседж о попытке взлома. Далее информация посредством GSM/GPRS связи передаётся в информационно-вычислительный комплекс районного уровня (РЭС). В результате реализации программы планируемый уровень потерь должен снизиться до 20,68%. А полезный отпуск увеличится в среднем в 1,5–2 раза.

 

Номер газеты