Санкции: всё включено

Своды отечественного импортозамещения теперь сомкнутся и над турецкой продукцией. 28 ноября Владимир Путин подписал указ о введении санкций в отношении Турции, а 1 декабря был предан огласке список опальных товаров. Под запрет попал немалый перечень продовольствия, а также туристическое и чартерное сообщение. Как антитурецкие настроения российского правительства отразятся на Дагестане?

Кризис русско-турецких отношений возник, после того как 24 ноября турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик в Сирии. 28 ноября Владимир Путин подписал указ о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики. В антитурецкий список попали курица и индейка, свежие томаты, огурцы и корнишоны, лук, цветная капуста, брокколи, соль. Из фруктов –  апельсины, мандарины и их гибриды, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, нектарины, сливы, земляника и клубника. Причём ещё до обнародования первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов указал на его неокончательность и возможность расширения.

Из исследования Центра международной торговли Москвы следует, что за девять месяцев 2015 года доля турецкого импорта составила 15% от общего объёма. В 2014 году на продукты пришлось в среднем 12% всего импортированного продовольствия. Например, на яблоки и груши – около 2%, а на репчатый лук – 14,6%, на томаты – 55%. Представители федеральных и региональных властей уверяют, что быстро найдут замену турецкому импорту. Большие надежды в этой части возлагаются на Марокко. Но насколько дагестанский внешнеторговый оборот солидарен с общероссийским?

Импортный реверс

 

В прошлом году он сравнялся с $603 млн. Наибольший удельный вес в структуре дагестанского импорта занимает продовольствие (доля за первое полугодие 2015 года составляет 84,3%, за тот же период 2014-го – 78,4%). Турция находится на четвёртом месте по объёму товарооборота: $27,5 млн, или 4,6%. Превалирующие позиции по импорту пришлись на Азербайджан (около $207 млн) (основные торговые партнёры республики представлены в таблице 1). Из $27,5 млн турецкий импорт составил $22,8 млн, где $2,6 млн – мебель, $3 млн – кондитерские изделия, более $1 млн  – одежда и столько же ковры. На равнозначную сумму импортированы изделия из пластмассы и чёрных металлов.

Как сообщили «Черновику» в Минсельхозе РД, у них конкретная сегментация рынка с делением товаров по странам-производителям не ведётся. Поэтому высчитать долю Турции мы можем лишь примерно, исходя из данных таможенной статистики. Примерные позиции турецкого продовольственного импорта получились следующими. В наших расчётах мы отталкивались от данных официальной статистики, а именно от объёмов реализованных через розницу товаров по каждому виду продукции. К примеру, Турция не относится к «монополистам» дагестанского рынка по овощам. Большей частью ввозимого продовольствия нас снабжают Азербайджан (плодоовощная продукция – $83 млн и фрукты – на $103 млн) и Иран ($92 млн и $33 млн соответственно). Доля турецких аналогов за тот же период обозначилась на уровне  $300,2 тысячи. Общая сумма ввезённых овощей по основным странам-контрагентам (Азербайджан, Турция, Иран и Египет) составила около 7,7 млрд рублей (при переводе на российский рубль за основу расчётов был взят среднегодовой курс доллара в 2014 году – 43,26 рубля: за прошлый год он подскочил от 32,9 до 53,6 рубля). Это притом, что всего за 2014 год в розницу было реализовано овощей на 13,7 млрд рублей. Т. е. на Турцию в прошлом году пришлось 0,02% от импортированных овощей. Отсюда можно судить о размере рыночной ниши.

Доля турецкого сахара в дагестанском импорте составляет 81% от общего объёма и 66% всего ввозимого сахара. Таким образом, республика завезла сахара на 212 млн рублей, а реализовано было товара на 18,8 млрд. Из чего можно сделать вывод, что и этот сегмент не монополизирован Турцией. Соответствующая логика закономерна в отношении кондитерских и хлебобулочных изделий, на которые приходится 2,9% от импорта аналогов.

На третий день санкций, судя по словам опрошенных продавцов, турецкой продукции на рыночных прилавках уже не было: «Уже ничего турецкого нет, только остатки. Около недели назад запретили. Наши поехали за товаром (в Новороссийском порту получают), пустые вернулись», – рассказала одна из продавцов. По данным другого источника, на рынок уже завезли турецкие кабачки, баклажаны, огурцы и перцы. Среди фруктов – апельсины, мандарины, яблоки. «Продавцы спокойны, они уверены, что продукты не исчезнут, только завозиться будут через Азербайджан», – рассказал источник. И с наценкой.

 

Турецкий отток

 

Президентский указ также регламентировал приостановить с 1 января 2016-го действие безвизового режима с Турцией. Будет введён запрет на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией. Продажа туров в Турцию, по словам Шувалова, прекращается немедленно. Отметим, что для дагестанских отдыхающих Турция была наиболее востребованным направлением. Опрошенные «Черновиком» турагентства прогнозируют до 65% убытков: именно такой процент клиентов выбирает отдых в Турции (по оценкам, как минимум 200–300 человек). «Возможно, что туроператоры подберут другие направления, но Турция была популярна благодаря тому, что охватывала все сегменты рынка: по уровню комфорта, качества и цены», – считает директор одного из турагентств. 

 

Скачки довольствия

 

Несмотря на то что в антитурецкий перечень не вошли непродовольственные товары, федеральный Роспотребнадзор 26 ноября заявил о претензиях к товарам лёгкой промышленности турецкого производства. По данным ведомства, в течение всего года специалисты выявляют «несоответствие нормативным требованиям» среди таких категорий товаров, как детская одежда, мебель, моющие и чистящие средства, и сейчас контроль продолжается.

Между тем Турция специализируется именно на импорте в Дагестан непродовольственных товаров, по большей части лёгкой промышленности. Однако и здесь по ряду позиций наблюдается отрицательная динамика по импорту. По словам одного из предпринимателей, занимающегося продажей одежды, после резкого падения рубля турецкие товары заменили китайские (на сегодня посредством валютной конвертации один китайский юань обходится в 433 рубля, а турецкая лира – около 204 рублей). Судя по таможенным данным, импорт одежды из Китая действительно сократился: от $3,5 млн в 2013 году до $1,4 млн в 2014-м. По данным за первый квартал 2015 года, импортная китайская одежда и вовсе составила около $210 тысяч. Турецкий импорт за прошлый год, в свою очередь, вырос по сравнению с предыдущим на $556 тысяч. Правда, в нынешнем году по отчётам за полугодие Турция завезла одежды только на $14,7 тысячи (если верить словам другого предпринимателя, после скачка курсовой разницы ритейлеры резко сократили объём закупок турецких товаров, переключившись на Баку). Правда, таможенная статистика уверяет нас в том, что Азербайджан не снабжает республику одеждой вовсе. По сравнению с 2013-м одёжный импорт в Дагестан в 2015-м нулевой у Кореи, Ирана, Германии, Сирии, США и Польши.

В импорте мебели1 традиционно превалирует Китайская народная республика: $23 млн за прошлый год, 22 млн – в позапрошлый. Вместе с тем любопытная динамика наблюдается также и по Турции. Два года назад её показатель в таможенных отчётах был около 355 тысяч рублей, зато за 2014 год она нарастила своё присутствие до $2,7 млн, заняв  вторую позицию после КНР. За полугодие текущего года страна импортировала мебель на $862 тысячи. Вообще доля Турции во внешнеторговом обороте выросла за полугодие 2015 года от 4,6% до 5,4%. Правда, данный рост нивелируют другие цифры. Статистические органы зафиксировали за этот же период двойное снижение по экспорту и импорту по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Таким образом, есть различные экспертные оценки того, какие убытки понесут Россия и Турция из-за санкций. Но, например, ЕС готов компенсировать Турции потери от российских санкций около 3 млрд евро, а Саудовская Аравия и Катар заявили, что будут выкупать у Турции товары, от которых отказалась Россия. Кто будет компенсировать российским потребителям и бизнесу – вопрос. Пока турецкое продовольствие, если верить источникам, поступает с перебитыми в сторону увеличения ценниками, хотя вероятно, что и этот «азербайджанский» импорт возьмут под контроль. Также, несмотря на отсутствующий учёт и сегментацию продовольствия на предмет страны его происхождения, доля импорта продуктов питания остаётся высокой: по овощам – 7 млрд при уровне розничной реализации всей массы в 13 млрд. (Это умаляет содержание отчётов Минсельхоза о высоких урожаях. При годовой потребности дагестанского населения в овощах 360 тысяч тонн объём урожая составляет более 1,2 млн тонн в прошлом году.) Грядущие проверки Роспотребнадзора турецких товаров (в том числе вдруг ставшей опасной лёгкой промышленности) ни к чему хорошему не приведут (ведомство уполномочено будет выискивать, изымать продукцию турецкого происхождения и штрафовать за неё). Это усугубит ситуацию предпринимателей, теряющих доходы из-за рублёвых скачек. ]§[

__________________________________

Товарная номенклатура включает в себя помимо мебели также постельные принадлежности, матрацы и прочее.

 

Номер газеты