Правда о матках

Официальная статистика на первый взгляд вырисовывает вполне логичную картину: объёмы финансирования сельскохозяйственной отрасли растут (в 2015 году объём субсидий Дагестану вырос от 82 млн до 260 млн рублей) и тянут за собой статистические показатели. Между тем Дагестан вошёл в ТОП-10 субъектов с низким уровнем освоения субсидий, адресованных аграриям, использовав только 69% положенных АПК федеральных денег. Правда, об эффективности расходования этой суммы никто не отчитывается.

В районную прокуратуру и Следственное управление МВД Левашинского района поступили материалы, связанные с родственниками начальника управления сельского хозяйства (УСХ) района Ахмеда Амиралиева. Местное УБЭП по результатам проверки в ноябре прошлого года выявило приписки поголовья овец для получения субсидий. Освоение бюджетных средств приняло семейный масштаб. С 2013 по 2015 годы КФХ «Амиралиев А. М.» (руководителем которого Амиралиев являлся до 2014 года, после чего переписал на сына) получало субсидии в размере 145 тысяч рублей ежегодно. По бумагам за КФХ числится 1 450 голов овец. За тот же период 206,7 тысячи рублей каждый год перечислялось СПК «Баракат» как держателю стада в 2 060 голов. Предприятие зарегистрировано на Хадижат Тагирову, по нашим данным, жену Амиралиева. КФХ «Закарья», возглавляемое родственником предприимчивого начальника управления Закарьёй Магомедовым, дважды, в прошлом и позапрошлом годах, получило на поддержку своего 1 300-голового стада два денежных транша в размере 130 тысяч рублей каждый. В прошлом году перечень счастливых родственников пополнили также его брат Амирали Амиралиев (КФХ «Амиралиев А. М.», 145 тысяч рублей), зять Гаджи Исаев (КФХ «Исаев Г. М.», 195 тысяч рублей) и двоюродный брат Ахмед Амаев (КФХ «Амаев А. Б.», 100 тысяч). (Определение суммы субсидий ведётся исходя из расчёта 100 рублей на одну голову.)

Т. е.  фактически по документам  одна семья владела стадом почти в 10 тысяч овец, причём поголовье состояло исключительно из овцематок (овцы, дающие приплод), за которые предусмотрены субсидии. Тогда как, по мнению источника, при численности стада, например, в 1 450 голов, как правило, должно быть вдобавок 500–600 голов молодняка. С учётом того, что все парнокопытные существовали только в архивах начальника сельхозуправления, Амиралиеву пришлось искать поголовье в других хозяйствах. В итоге, по нашим данным проверяющего из УБЭП Амиралиев пригласил в СПК «Победа», расположенный в с. Хахита (сам чиновник из с. Ахкент). «Показали овец. Говорят, это овцы начальника управления, почти 1 500 штук. У него спрашивают: «А где колхозные?». Отвечает, что их отправили на летние пастбища. Как может быть, что колхозные стада отправили на летние пастбища, а чужих – сюда? Пересчитали. Всего оказалось 557 голов. Причём на овцах были метки, указывающие на их принадлежность СПК», – сокрушался односельчанин Амиралиева Мухидин Мухидинов.

По нашим данным, проверка в СПК «Баракат» обнаружила 575 чужих овец, на КФХ «Закарья» нашли 150 голов, КФХ «Амиралиев И. А.» – 270 голов, на КФХ «Амиралиев А. М.» – ни одной. Субсидиями на животноводство дело не ограничилось. В рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года по РД» племянница Амиралиева Пирзалат Магомедова в 2013 году получила выплату в размере 279 тысяч рублей, упомянутый выше Закарья Магомедов и дочь Айшат Амиралиева – по 373 тысячи. Годом ранее «улучшил свои жилищные условия» на 267 тысяч сын начальника УСХ Магомед Амиралиев.

Главный фигурант дела в телефонном разговоре с корреспондентом «ЧК» сначала предпочёл делать вид, что не понимает, о чём речь, удивлённым тоном спросив: «Когда это проверяли они?», но потом предпочёл всё отрицать: «Я ни копейки не взял,  пусть докажут. Они проверили же, ничего нету там». При очевидной причастности к хищениям начальника Управления УСХ его материалы правоохранители почему-то обошли стороной: «В отношении Амиралиева УБЭП не собирал материал, только в отношении его родственников два материала. Сейчас их передали в МВД и прокуратуру для изучения. Имён называть нельзя, потому что по ним решение ещё не принято», – сообщили в пресс-службе МВД.

 

О своём... «овечном»

 

Доклады о динамике сельхозпроизводства республиканский Минсельхоз часто сопровождает цифрами по финансированию АПК. Например, недавний отчёт ведомства огласил рост объёмов произведённого мяса (на 3,7%), молока (на 3,6%), яиц (на 5,5%). Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 1,9% (до 1,011 млн голов), овец и коз – на 0,8% (5,183 млн голов), численность птицы увеличилась на 14,8% (2,136 млн). Меж тем в сентябре прошлого года вице-премьер и министр экономики и территориального развития Раюдин Юсуфов объявил, что в Дагестане более 10 млн овец и около 1 млн крупного рогатого скота. Официальная статистика по овцам скромнее ровно вдвое: 1 млн КРС и 5,1 млн овец и коз. Хотя и эти данные очень противоречивы. Во-первых, 1,2 млн овец и 73% КРС приходится на личные подсобные хозяйства. «ЧК» ранее описывал (см. «Беспредел в подворье», №26 от 03.07.2015 г.) схему статучёта производимого ЛПХ продовольствия (вкратце: ЛПХ не подлежат статистическому обследованию, раз в 10 лет база по ним обновляется за счёт переписи. Ежегодные данные высчитываются посредством выборки 600 хозяйств. Данные о них берутся из похозяйственных книг, которые должны скрупулёзно вестись местными администрациями, чего нет). Достоверность таких данных оставляет желать лучшего. Во-вторых, судя по той же статистике, на КФХ приходится большая часть МРС, это около 2,3 млн голов.

Интересно, что именно Левашинский район лидирует по поголовью овец и коз среди дагестанских муниципалитетов. В таблице представлены данные о географическом распределении поголовья МРС по данным за 2014 год (разница с данными 2015 года незначительна). Если на одну семью небольшого села приходится 10 тысяч овец, то какие стада в таком случае должны быть в более крупных хозяйствах?

 

Таб. 1. Распределение поголовья МРС по районам (тыс. голов)

Всего:

5,1 млн,

в том числе

Левашинский район

381

Акушинский район

370

Тарумовский район

327

Ногайский район

321

Хунзахский район

317

Буйнакский район

237

Ботлихский район

227

Кулинский район

196

Гумбетовский район

184

Тляратинский район

168

Гунибский район

166

 

 

Есть ещё одна несостыковка. Общая площадь земель отгонного животноводства в РД составляет 1,6 млн га, в том числе зимние пастбища – 1,2 млн га, летние пастбища – 365 тыс. га и скотопрогоны – 148 тысяч га. (Кроме того, хозяйствами РД используется 101 тысяча га пастбищ на территории Калмыкии и 57 тысяч в Ставропольском крае.) Большая часть естественных кормовых угодий республики расположена в регионе Чёрных земель и кизлярских пастбищ (733 тыс. га), в том числе в Ногайском районе 533 тыс. га, Тарумовском – 115 тыс. га и Кизлярском районе – 85 тыс. га. Норматив землепользования составляет 0,7 овцы на 1 га. Таким образом, при численности стада в 5 с лишним миллионов голов необходимая площадь пастбищ должна составлять почти 7,1 млн га (площадь Тарумовского района – около 1 млн га). Таких объёмов Дагестан не достигает даже с учётом арендуемых в соседних республиках земель, не говоря уже о том, что отгонный характер животноводства предполагает сезонную транспортировку поголовья. Плюс ещё около миллиона крупного рогатого скота. Получается, либо Дагестан должен находиться на грани экологической катастрофы из-за опустынивания земель, так как пастбища буквально наводнены МРС и КРС, либо многомиллионного поголовья просто не существует. ]§[

 

Номер газеты