Личностный фактор инвестиций

На Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе (22–26 января) в числе многих вопросов обсуждались проблемы роста в российских регионах. В аналитическом докладе и выступлениях сказано, что перспективы субъектов РФ в большей степени зависят от личности главы и его команды. К числу прогрессирующих регионов отнесена и Северная Осетия – Алания. А 24 января из сообщений о встрече президента РФ Владимира Путина с главой Адыгеи Асланом Тхакушиновым страна узнала о больших успехах этой республики. Попытаемся понять, в чём их секрет и как личностный фактор влияет на привлечение инвестиций в Дагестан.

Секреты успеха

 

Экспертная группа ВЭФ от России представила на форум доклад «Российские регионы: драйверы роста». По её мнению, в России образуется две экономики. С одной стороны, регионы, которые справились с реформами и начали быстро расти, а с другой – депрессивные регионы, которым это не удалось.

В списке успешных оказалось шесть регионов: Ульяновская, Калужская и Ростовская области и республики Татарстан, Северная Осетия и Мордовия. Вопреки общей негативной тенденции, в этих регионах отмечается рост инвестиций благодаря тому, что они преуспели в борьбе с коррупцией, упростили бизнесу доступ к источникам финансирования, сократили бюрократические процедуры и повысили квалификацию рабочей силы.

Авторы доклада напоминают о рейтинге Doing Business, согласно которому Ульяновск занял 3 место в стране по простоте открытия бизнеса, 4-е – по получению разрешения на строительство, 5-е – по подключению к электричеству и 8-е – по простоте регистрации собственности. И одновременно сообщают о том, что ульяновские бизнесмены жалуются на недоступность финансирования, нехватку образованной рабочей силы и излишний бюрократизм. Калугу же отличает ставка на развитие промышленных парков со сниженными административными барьерами, поощрение бизнеса с помощью различных налоговых льгот.

 

Что делать?

 

Эксперты ВЭФ предлагают распространить успешный опыт на другие регионы РФ. При этом они оговаривают, что реформы эффективнее в тех регионах, которые уже имеют достаточно хорошие институты, а проведение реформ в регионах со слабыми институтами может дать даже отрицательный результат. Так, сокращение различных проверок бизнеса в успешном регионе приводит к тому, что продажи мелкой компании увеличиваются на 12%. В регионах же с плохими институтами эффект составляет всего 1,6%. Поневоле вспоминается наша республика, где меры по обелению экономики привели к сокращению количества предпринимателей и невысокому росту налоговых доходов.

Тем не менее, на взгляд авторов доклада, для ускорения экономического роста главное – совершенствование государственных институтов (то есть обеспечение главенства закона, укрепление права собственности и облегчение условий для ведения бизнеса), качество управления, здоровый бизнес-климат и комплексный подход к реформам. Но ключевое условие для выполнения этих задач, считает большинство экспертов, грамотность и менеджерские качества главы региона и его команды.

«Если говорить об относительной силе, которой обладает Москва и губернаторы, надо сказать, что губернаторы могут почти всё. Единственное – денег не всегда хватает», – сказал на форуме вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович.

 

Блестит, но не золото

 

Но ещё в 2012 году президент РФ ввёл оценку работы губернаторов по созданию в регионе благоприятного бизнес-климата, обязал их подготовить долгосрочные инвестиционные стратегии и внедрять инвестиционный стандарт. Это обусловило соответствующие усилия глав регионов и попытки в любом случае создать хорошее впечатление у начальства. «Вообще я многому в этом докладе (ВЭФа) удивилась – например, Северную Осетию хвалить пока не за что», – заявила «Независимой газете» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

А президент Центра этноконфессиональных проблем СМИ при Союзе журналистов РФ Сулиета Кусова-Чухо заявила на сайте «Кавказская политика», что доклад Тхакушинова Путину – «подтасовывание цифр, парадный отчёт об экономической и политической ситуации в Адыгее, абсолютно не соответствующий реальной картине того, что происходит в регионе». И действительно, анализ статистических показателей скорее подтверждает сомнения этих экспертов.

Глава РД Рамазан Абдулатипов неслучайно пропагандирует с помощью СМИ любой мало-мальский контакт с потенциальным инвестором. В сложившейся вертикали власти порой даже малоэффективная, но активная деятельность оказывается важнее реальных достижений.

Статистика подсчитывает инвестиции в основной капитал и индексы роста их физического объёма (см. график). У Дагестана темпы в целом выше среднеокружных, но надо учесть, что около 85% от суммы инвестиций (136 млрд в 2011 году и 152 – в 2012-м) составляют вложения малого предпринимательства и частная собственность. Инвестиции в сфере крупного и малого бизнеса, где значима роль государства, невелики.

 

Роль личности

 

Сильной стороной глав успешных регионов является умение организовать работу своих подчинённых с привлечением квалифицированных специалистов и обеспечить контроль над функционированием государственных институтов. Понятно, что важными качествами являются также авторитет в обществе и внутри политической элиты, умение разрешать конфликты, последовательность, соответствие слова и дела. В совокупности они позволяют руководить процессами интеллигентно и не зацикливаться на мелочах. В дагестанском понимании это не соответствует представлениям о сильном лидере, но вызывает доверие у западных бизнесменов.

Другой стиль руководства складывается, если на нижние этажи управления назначены люди по принципу личной преданности, а не профессионализма, или – на коррупционной основе. В этом случае глава вынужден переходить на ручной режим управления, максимально выжимать из административного ресурса и использовать неформальные связи.

Прежние главы Дагестана – Магомедали Магомедов, Муху Алиев и Магомедсалам Магомедов – по большинству качеств вряд ли уступают президенту Татарстана Рустаму Минниханову, губернатору Калужской области Анатолию Артамонову и другим успешным руководителям регионов, но их кадровая политика подводила их существенно. Они последовательно улучшали законодательство, вводили стимулы и льготы для инвесторов, боролись с экстремизмом и терроризмом. Но, несмотря на увеличение финансовой помощи из федерального бюджета, закрепление за каждым инвестиционным проектом одного из членов правительства РД и личный контроль, привлечь серьёзных инвесторов не удалось.

Рамазан Абдулатипов имел хорошие стартовые позиции. За него опыт, знакомства, известность, отсутствие жёсткой привязанности к местным кланам. Более того, он провозгласил возврат по сути к командно-административной системе управления, ссылаясь на своего рода мандат от президента РФ Владимира Путина на координацию деятельности федеральных, республиканских и муниципальных органов власти. При этом потребовал от чиновников дисциплины и самоотдачи в работе, широко объявил о курсе на очищение и обновление. Он в то же время стал создавать институты – Корпорацию развития Дагестана, фонды, Стратегический совет и т. п.

Всё вроде делалось правильно, и можно было рассчитывать на инвестиции из федерального бюджета и частные вложения. Однако экономический форум в Сочи, прошедший в сентябре 2013 года, показал, что почти никто нашими инвестпроектами не заинтересовался. Дагестанский экономический форум откладывался и так и не состоялся. А в декабре стало ясно, что из федеральных источников (бюджета и инвестпрограмм крупных госкомпаний) тоже получилось негусто.

 

Причины и планы

 

Можно объяснить неудачи и не снижающимся уровнем террористических угроз, и неожиданным снижением темпов роста российской экономики, и, соответственно, напряжённым федеральным бюджетом, и отсутствием квалифицированных кадров, но ощущение упущенных возможностей остаётся.

Представляется, что глава Дагестана перегнул палку, называя состояние республики феодальным и погрязшим в невежестве, поскольку инвесторам в такой регион вкладывать деньги не захочется. Сказались также частые отставки правительства и бесчисленные инициативы в разных сферах деятельности, которые обусловили перегрузку чиновного аппарата.

В Послании НС РД Абдулатипов сообщил, что в республике рост инвестиций в основной капитал в 2013 году по сравнению с 2012-м составил 115,9%. Однако этот показатель выше индекса физического объёма (см. график) на 3–5% и примерно на 85% состоит из вклада малого бизнеса. С целью улучшить ситуацию он сказал: «Мы стали ориентировать наши программы на создание институтов развития и возрождение источников развития. Мы получили поддержку президента страны и председателя правительства. Совместно с федерацией мы должны создавать благоприятный налоговый режим для привлечения инвестиций в республику». Глава Дагестана подчеркнул также, что для инвестиционной привлекательности республики необходимо обеспечить инфраструктурную доступность, привлечь квалифицированные кадры, повысить качество и сократить сроки проведения разрешающих и сопроводительных процедур. Не забыл он напомнить и о том, что запущен институт проектного сопровождения крупных инвестиционных проектов, а вопросы обеспечения инвестиционных площадок необходимой инфраструктурой будут решаться в рамках бюджета развития.

Всё сказано правильно и в соответствии с рекомендациями экспертов. Но не повторятся ли ошибки? 

Номер газеты