Ингибиторы агрокомплекса – 2

В прошлом номере «ЧК» рассказал о проблемах, с которыми столкнулся крупнейший агропромышленный проект республики – ООО «Дагагрокомплекс», одной из которых является финансовый голод. Тем временем кулуарно обсуждается план спасения предприятия посредством рычагов ОАО «Корпорация развития Дагестана»…

Корпорацию развития (КРД) по праву можно назвать одним из самых загадочных проектов Рамазана Абдулатипова – публично подробные механизмы работы ОАО (за исключением общих слов о привлечении инвестиций, развитии производств и т. п.) не раскрывались.

 

Корпоративная этика

 

Указ Президента РД «Об ОАО “Корпорация развития Дагестана”» (КРД) был подписан 22 июля 2013 года.

Концепцию деятельности КРД готовила команда Глобального венчурного альянса (GVA) во главе с гендиректором IRP Group Булатом Столяровым. Он же до апреля 2014 года выступал в роли генерального директора ОАО. Позже указом от 14 апреля он был освобождён от занимаемой должности «по собственному желанию, а на посту его сменил Александр Иванченко.

По некоторым данным, Корпорация связана с GVA, возглавляет который зять Рамазана Абдулатипова Магомед Мусаев

Принцип и схема работы КРД, по нашим данным, заключается в следующем: нарастить сумму уставного капитала, провести капитализацию компании, а полученные после эмиссии акции закладывать в качестве залогового актива в банк.

Но об эмиссии не могла идти речь, пока рыночная стоимость находящихся у Корпорации активов не была доведена до размера уставного капитала. 

В первоначальном варианте постановления о создании КРД указывалось, что  уставный капитал Общества составляет 5 млрд рублей (Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 октября 2013 г. N550). В октябре 2013 года перечень её имущества пополнился шестью земельными участками общей рыночной стоимостью 2,1 млрд рублей и денежными средствами в размере 30 млн рублей.

В ноябре 2014 года указанный нормативный акт был скорректирован: в Корпорацию был передан участок земли в местности о. Тюлений (Кизлярский район) рыночной стоимостью почти 4,2 млрд рублей1. Он относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов с разрешённым использованием для рекреационных целей. Как «ЧК» писал ранее (см. №14 от 10.04.2015 г., «В лабиринтах госимущества»), им заменили участок в пос. Кирпичном (Каспийск), так как по риторике Мингосимущества РД оказалось, что земля в посёлке отсутствует в базе данных государственного кадастра недвижимости. Таким образом, передав в активы ОАО дорогостоящий участок на острове, удалось довести суммарную стоимость земель до 6,1 млрд. Уставный капитал вырос на 1,6 млрд и составил 6,6 млрд.

Об успехах эмиссии акций Корпорации можно судить по кратким сообщениям на сайте Центрального банка РФ. Так, решением от 30 января 2015 года регулятор приостановил выпуск ценных бумаг ОАО «Корпорация развития Дагестана». Три месяца спустя, 19 марта, эмиссия была возобновлена и завершена. Интересно, что в центробанковском Решении о выпуске акций ОАО «Корпорация развития Дагестана» (от 19 марта) рыночная стоимость участка на острове Тюлений была снижена почти вдвое – до 2,1 млрд. Следовательно, сумма земельных участков (на 4,6 млрд) и иного имущества, среди которого превалируют оптико-волоконные сети (на 352 млн), послужила обеспечением эмиссии 5 млн обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая. Итого на 5 млрд рублей.

По данным КРД, совет директоров ОАО готовится провести докапитализацию на сумму 15 млрд рублей. Здесь напомним, что изначально глава вёл речь об уставном капитале Корпорации в 20 млрд, из которых 5 млрд – доля республики, а 15 млрд – сторонние инвесторы. В их числе глава желал видеть ОАО «Внешэкономбанк», ОАО «Сбербанк России», инвестиционную группу «Нафта-Москва», группу «Сумма», ЗАО «Глобальный венчурный альянс» и других. Правда, пока никаких подвижек со стороны инвесторов замечено не было. Поэтому базой для дополнительной эмиссии может служить очередное имущество.

Между тем  значительную тень подозрений на Корпорацию развития бросает не столько пробел в инвестициях, сколько личность её топ-менеджера – Александра Иванченко.

 

Persona non grata

 

В распоряжение «ЧК» попал приговор Советского райсуда Ростова-на-Дону от 6 марта 2001 года, который указывает, что Иванченко «совершил мошенничество», а потому призывает признать его виновным согласно ст. 147 УК РСФСР и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на три года. И далее: «На основании  постановления… об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в ВОВ… Иванченко следует освободить» (п. 1 Постановления ГД ФС РФ от 26.05.2000).

Как сообщают источники, в рамках уголовного дела расследуются факты противоправных действий со стороны руководства ОАО «Авиалинии Дагестана» (дело №99014 по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество»): «Общий ущерб, причинённый предприятию, составляет чуть больше 20 млн рублей, вынесено постановление о привлечении экс-руководителя московского филиала предприятия Иванченко в качестве обвиняемого в совершении преступления». Возбуждённое уголовное дело датируется 22 февраля 2010 года. Причём на данный момент, по данным информаторов, расследование по нему приостановлено на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам).

За подтверждением достоверности данной информации «ЧК»  обратился в УФСБ по РД, но получил несколько иную формулировку обвинения: «Такое уголовное дело действительно есть, но оно было возбуждено не на лиц, а по факту хищения этой суммы. Дело приостановлено, в настоящее время проводят оперативные мероприятия по установлению лиц, причастных к данному преступлению».

Между тем портал sbis.ru сообщает, что Иванченко выступает 100-процентным владельцем ООО «Dagair», зарегистрированного в селе Новолакском Новолакского района РД (уставный капитал – 1 млн рублей). Сервис сообщает, что ООО специализируется на «деятельности воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию». По словам источника, данная компания действительно существует: «Сейчас вряд ли, но ранее она обслуживала чартерные рейсы в дагестанском аэропорту».

Помимо ООО «Dagair» на Иванченко зарегистрированы ещё три компании, две из них в Брянской области, а одна – ООО ЦНИИ «Апертура» – в Махачкале. По данным источника, компания служит своеобразным буфером для собственных доходов Иванченко, предположительно за счёт составления бизнес-планов для различных инвестпроектов. Сплочённость двух структур проглядывает также из данных, находящихся в открытом доступе.

Уставный капитал «Апертуры» (100% принадлежат Иванченко) составляет 2,7 млрд рублей, гендиректором выступает некто Владимир Козлов. Основной вид деятельности ООО, по данным sbis.ru, – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Зарегистрировано предприятие относительно недавно – в январе 2013 года.

Также о тесном сотрудничестве «Апертуры» с Корпорацией развития можно судить и по следующему факту. На сайте avito.ru размещена вакансия экс-специалиста «Апертуры» по НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Причём соискатель прямо указывает, что работал в ЦНИИ с переводом в ОАО «Корпорация развития Дагестана».

Судя по периодически мелькающим сообщениям в СМИ, размах компаний действительно глобальный. Например, ЦНИИ собирается внедрять производство  комплектующих для медицинского симулятивного оборудования на базе технопарка ДГТУ (о чём подписано соглашение между казанской компанией «Эйдос-Медицина», Корпорацией, «Апертурой» и университетом). Или же соглашение с Южным федеральным университетом, Дагестанским государственным университетом и Донским государственным техническим университетом по разработке и внедрению синбиотиков на базе агропромышленного парка, создаваемого на территории ООО «Дагагрокомплекс».

Таким образом, остаётся открытым вопрос: справится ли Корпорация развития со своей миссией по спасению «Дагагрокомплекса». Крупный агропромышленный холдинг, несмотря на всю свою приоритетность, инновационность и исключительность, не смогли уберечь от стандартных барьеров, с которыми сталкиваются и менее разрекламированные и масштабные проекты и производители (бюрократический аппарат, недоступность кредитных средств и т. д.). Показателен пример с колоссальной разницей в условиях кредитования, когда проект не смог получить гарантию у государственных банков для кредита в американском банке под 3%, зато позже Россельхозбанк предоставил ему ссуду под 17–18% с незначительным льготным периодом и фактически подмял предприятие под себя.

Пока неизвестно, под какой юридической подоплёкой будут сотрудничать  Корпорация и «Дагагрокомплекс». Скорее всего, не обойдётся без передачи активов предприятия в КРД. В любом случае спасут предприятие или нет, будет зависеть от того, в чьих интересах будет действовать Корпорация. ]§[ 

____________________________________

1 (Постановление Правительства РД от 12.11.2014 N543 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 октября 2013 г. N550»).

 

Номер газеты