[ economics ]

[Осень надежды] В октябрьской пестроте особенно бросаются в глаза четыре фрагмента текущей истории российской экономики. Первый фрагмент связан с выступлением Президента РФ Владимира Путина на московской сессии Всемирного экономического форума, где он заявил о необходимости сокращения государственного вмешательства в экономику. При этом Путин бросил в массы: «Одна из главных целей административной реформы — это ориентация госаппарата на удовлетворение интересов бизнеса».

Президент признал, что экономический рост в России основывается на развитии сырьевого сектора, признал и то, что нужно реформировать естественные монополии, развивать высокотехнологичный сектор, перерабатывающие отрасли и сферу услуг. Много хороших слов произнес Президент Путин на форуме. А аккурат во время его выступления разразился очередной скандал с обыском структур, близких к «ЮКОСу».

Второй фрагмент связан с опубликованием ежегодного доклада «Индекс восприятия коррупции», в котором содержатся результаты исследования уровня коррупции в 133 странах. Хуже всего ситуация с коррупцией обстоит в Нигерии и на Гаити. В первую десятку самых коррумпированных стран попали: Грузия, Азербайджан и Таджикистан. Россия заняла 47-е место по коррумпированности. По шкале, где 10 баллов означают полное отсутствие коррупции, а 1 балл — продажность всех и вся, Россия набрала 2,7 балла. Соседние с Россией строчки занимают Мадагаскар и Никарагуа. Тут поневоле задумаешься о том, каким образом у нас госаппарат «удовлетворяет» интересы бизнеса.

Третий фрагмент — позитивен. Эксперты компании Goldman Sachs, сравнив темпы экономического развития России, Китая, Индии и Бразилии с экономическими показателями шестерки самых развитых стран, пришли к выводу, что к 2050 году Россия может обогнать по уровню жизни Италию и Германию, а по размерам экономики — Францию. При этом, чтобы достичь таких результатов, нам не надо проводить какую-то специальную экономическую политику с целью повторить чудо «азиатских тигров» — достаточно обеспечить макроэкономическую стабильность, открытость экономики. Тогда в период до 2020 года ВВП на душу населения в России будет расти на семь-десять процентов в год. Правда, в 2050 году в стране будет жить не 144 миллиона, а лишь 118 миллионов россиян.

И последний фрагмент мозаики связан с нашей любимой валютой — российским рублем. Золотовалютные резервы ЦБ РФ, которые с начала года выросли на 16,6 млрд долларов, стали стремительно подтаивать. В августе они сократились на 1,7 млрд долларов, а в сентябре на 0,68 млрд. Хотя основное инфляционное событие года — повышение зарплаты бюджетникам — приходится на начало ноября и еще обрушится на рубль. Если в сентябре отношение рублевой массы к золотовалютным резервам ЦБ РФ давало реальный курс доллара порядка 41 рубля, то уже в начале октября эта цифра выросла до 43,2 рубля. При этом в условиях предвыборного года ЦБ РФ своими интервенциями старательно создает образ крепкого рубля. Тем временем курс доллара уже сегодня на 43% выше объективно сложившегося соотношения золотовалютных резервов и рублевой денежной массы. Это своеобразный психологический кредит доверия россиян Правительству и ЦБ РФ. За предвыборные иллюзии экономике потом приходится расплачиваться очень жестоко. ]§[

Номер газеты