Антикультурное нашествие

На прошлой неделе в Дербенте под эгидой БФ «ПЕРИ» стартовала «Весенняя школа исследований» – совместный проект лаборатории Московской архитектурной школы МАРШ и администрации города. В рамках него планируется выявить самые популярные городские маршруты, любимые и нелюбимые места Дербента, а также определить точки, изменения в которых будут наиболее эффективными.

Дербент без истории

 

После первой ознакомительной встречи 8 апреля некоторые эксперты признали, что историческая ценность Дербента бездумно уничтожается.

Символично, что данное мероприятие проходит одновременно со сносом в центральной части Дербента домов, признанных аварийными и ветхими. Это три дома по ул. Ленина, 38, Таги-заде, 19, Пугина, 8. На одном из мартовских совещаний по вопросам программы переселения с участием Председателя Правительства РД Абдусамадом Гамидовым озвучивалось, что эти дома несут историческую ценность, их сносить нельзя, но расселять людей нужно. По последнему адресу планировали переселить жильцов на ул. Ленина, 4. А по первым двум другим собирались выслушать на очередном заседании мнение сотрудников Министерства культуры РД. На прошлой неделе дома по ул. Ленина, 38, Таги-заде, 19, были снесены. Историко-культурную ценность также представляют признанные ветхими дома по ул. Пугина, 4, и Таги-заде, 23. Их снос ещё под вопросом.

Побывавший 8 апреля на стратегической сессии в рамках Весенней школы Дома Петра заместитель директора проектной дирекции Министерства строительства и ЖКХ РФ, руководитель управления «Формирование комфортной городской среды» Джемал Сурманидзе признал большой исторический потенциал улицы Ленина.

«Она старинная, красивая и в то же время просторная, есть возможность для развития. Именно здесь может возникнуть «туристический» квартал. Жителей из ветхого жилья в старой части города, и не в старой тоже, конечно, необходимо расселять. При этом надо стремиться максимально сохранить облик и дух города», – заявил Сурманидзе.

По его мнению, для привлечения посетителей нужны не отдельные красивые объекты, а цельная среда. «Турист приедет посмотреть старинную крепость, но деньги свои будет тратить, гуляя по улице. Люди должны чувствовать себя в старом Дербенте. Многие здания, в которых сегодня люди не живут, а мучаются, могут стать отличными гостиницами и кафе. Их надо выявлять, предлагать инвесторам, ставить под охрану, как памятники, потому что это выгодно, это увеличивает их капитализацию. Любому гостю города интереснее остановиться в историческом здании – это престижно. За престиж, за историю люди готовы платить», – считает  эксперт.

Несуществующий адрес

 

Махачкала в этом вопросе не отстаёт от Дербента. О реконструкции исторического центра столицы – ул. Буйнакского – первым заговорил глава республики Дагестана Рамазан Абдулатипов. В феврале 2014 года он встретился с представителями компании «Транс Глобал Корпорэйшн» по вопросу реконструкции ул. Буйнакского.  Затем об этом благополучно забыли. И только в начале этого года вновь вспомнили о самой первой улице Махачкалы. Теперь мэр Махачкалы Муса Мусаев  заявил, что в рамках подготовки к празднованию 160-летия со дня основания города намерен провести реконструкцию этой улицы.

Она подразумевает не просто ремонт улицы, а превращение её в городскую достопримечательность и пешеходную зону, куда интересно будет прийти любому жителю и гостю города. Для этого архитекторам поручено разработать проект реконструкции арки, восстановления фасадов, создания прогулочных полос, зелёных поясов и клумб, малых архитектурных форм и арт-объектов и многое другое. Проезжая часть на этом участке будет закрыта для большегрузного транспорта. Здесь, как обещает Мусаев, будут обновлены инженерные сети и коммуникации и установлено современное уличное освещение.

Одновременно с этим на ул. Буйнакского и других центральных улицах собираются сносить дома, которые попали в федеральную программу переселения из аварийного и ветхого жилья. Хотя некоторые из них несут историческую ценность. Например, жильцы ул. Пугина смогли в суде отстоять свои дома. Так, дом №6 по ул. Пугина принадлежал князю Тарковскому, а №7 и 10 – купцу Г. Омаришеву. Но для местных властей это, видимо, не аргумент. На очереди под снос ещё одно здание на ул. Дахадаева, 3.

В Минкульте РД признают, что постройки квартала, расположенные на пересечении улиц Дахадаева и Буйнакского, имеют историческую ценность периода начала застройки города конца XIX и начала XX веков. Дом №3 обладает признаком объекта культурного наследия. Это здание бывшего облисполкома, построенное в 1928 году. Но оно до сих пор не внесено в перечень охраняемых государством объектов, так как необходимо производить экспертизу, на которую, видимо, у Минкульта нет средств. (Подробнее в публикации «Погрешность переселения», №46 от 20.11.2015 г. «ЧК».)

Жильцы дома №3 по ул. Дахадаева на протяжении трёх лет судятся с властями Махачкалы, требуя признать незаконным акт обследования дома и исключить их из программы переселения ветхого аварийного жилья. Сначала дело было на рассмотрении у судьи Советского районного суда Нинекиз Якубовой. После её увольнения материалы передали судье Эльдару Атаеву. К этому времени есть три экспертизы, подтверждающие, что дом пригоден для дальнейшего проживания. По последнему заключению от 27.01.2017 года многоквартирный дом по ул. Дахадаева, 3, имеет только 33% изношенности, что считается удовлетворительным техническим состоянием, не признаётся ветхим или аварийным. Согласно заключению от 11.07.2014 года физический износ составил 28%, от 9.09.2015 г. – 25%.

По данным мэрии, это здание включено в списки под расселение на 2016 год, а акт обследования помещения датируется 14 декабря 2011 года. В выводе указано, что его износ составляет 70%.

Загвоздка в том, что в документации администрации Махачкалы указан неверный адрес: ул. Дахадаева 3/9. Кроме того, в акте идёт речь о трёхэтажном здании с 9 квартирами. В доме, в котором живут истцы, два этажа и 18 квартир. Выходит, что половина из них и вовсе не получит новых квартир по федеральной программе? Или будут вселять по две семьи в одну квартиру?

В БТИ Махачкалы подтвердили, что такого адреса не существует в городе, но мэрия отказывается признавать свою ошибку. Хотя должна была давно отметить этот акт и постановление и назначить новую экспертизу. Этого не сделано. И, как говорит юрист мэрии, это невозможно сделать, так как дом включён в федеральную программу и исключить его оттуда нельзя.

 

«Сейчас расселить

не получается…»

 

Под описание администрации Махачкалы больше подходит соседний дом по ул. Буйнакского, 9. Он тоже старый, но почему-то мэрия его обходит стороной. При этом дома по ул. Дахадаева, 3, и по ул. Буйнакского, 9 (см. фото), имеют общую стену, и при разрушении одного здания повредится второе, которое сносить не собираются. И этому явлению есть объяснение.

Об этом доме на ул. Буйнакского, 9, где раньше располагался дагестанский обком ВЛКСМ, «Черновик» писал семь лет назад в статье «Жёсткие игры. Опасные иллюзии» («ЧК» №13 от 9.04.2010 г.).

Западное крыло административного здания много лет назад приватизировала бывший министр по делам молодёжи и министр культуры Зумруд Сулейманова. Всего около 315 кв. метров. Оформлено помещение было на какого-то родственника, уроженца Избербаша, некоего Шамиля Гаджиева, живущего в Дербенте. От его имени к жильцам по соседству приходили люди с предложением переселиться куда-нибудь на окраину. После многократных увещеваний и, соответственно, соседских отказов владельцы молча пристроили третий этаж на трухлявом основании.

Фундамент старого обкомовского здания, построенного 140 лет назад, не был предназначен для того, что на нём новые владельцы возводили третий этаж, поэтому дом стал проседать. Кроме того, Отдел надзора и контроля за архитектурно-строительными работами по Махачкале также признал, что надстройка произведена с нарушениями СНиПов и Градостроительного кодекса РФ и без разрешительного постановления мэрии.

Несмотря на это, спустя семь лет дом по ул. Буйнакского, 9, даже администрацией города не признан аварийным и подлежащим сносу. Быть может, потому что большуя часть здания занимают коммерческие объекты и принадлежат собственнику, которому нужно будет в случае сноса предоставлять не новые квартиры на окраине города, а возмещать стоимость по рыночной цене либо предоставить такие же помещения в этом же районе. А освободившаяся земля, вероятней всего, попадёт на аукционы для последующего строительства многоэтажек и торговых центров.

В то же время в Махачкале есть дом по ул. Пушкина, 16, который тоже попал в программу переселения из ветхого и аварийного жилья, но мэрия не спешит его сносить. По словам жильцов, у них в доме нет никаких удобств и они согласны на получение квартир даже в районе Эльтавского леса, Степного посёлка. Но в администрации им отвечают, что сейчас их расселить не получается… ]§[

Номер газеты