Мерзость и тупость!

Нарушения в Доме-интернате для умственно-отсталых детей «Забота» в Махачкале не первый год становились темой возмущенных обращений граждан в различные надзорные ведомства, однако всегда оставались без должного внимания. Ситуацию переломил уполномоченный главы Дагестана Алибек Алиев, получивший очередной сигнал из интерната и внезапно посетивший его 11 марта 2016 года.

 

В ходе визита 11 марта в интернат,  Алиев поставил руководство учреждения в известность о том, что ситуация будет проверяться специальной комиссией. Приказом Минтруда РД действительно была создана ведомственная комиссия по проведению проверки условий содержания детей в этом интернате, но произошло это только 15 марта 2016 года, когда тема нарушений в интернате получила огласку и начала набирать оборот в социальных сетях.

Ужасающую картину антисанитарного и негуманного содержания детей, которую Алиев застал в стенах интерната, озвучили в своем сюжете журналисты телеканалов ГТРК, а также подробно описала журналистка газеты «Новое дело» Рагимат Адамова в своем материале «Контрасты «Заботы»», который вышел в пятницу 18 марта на страницах газеты (http://ndelo.ru/news/obshchestvo/1870/).

В своем материале Адамова указала, что, по согласованию с директором интерната, она повторно посещала это учреждение 15 марта, однако картина в этот раз уже разительно отличалась в положительную сторону от увиденного ею в ходе первого посещения. Это дало журналистке повод предположить, что в ходе заранее запланированных проверок и визитов высоких гостей, руководством интерната проводится тщательная подготовка с целью укрытия реальных условий жизни пациентов.

Эпицентром народного возмущения стал фотосервис Instagram, где существует множество различных сообществ пользователей, одним из наиболее популярных среди которых в Дагестане является сообщество «Тут Дагестан», насчитывающее свыше 430 тысяч подписчиков (https://www.instagram.com/tut.dagestan/). Первые же публикации в этом сообществе от 17 марта, посвященные ситуации в интернате и представлявшие собой отрывки из телевизионного сюжета ГТРК «Дагестан», собрали около двадцати тысяч «лайков» и около двух тысяч возмущенных комментариев пользователей.

Следующие публикации на эту тему, с видеозаписями измывательств над детьми, вышли в воскресенье 20 марта, собрав уже не только более 75 тысяч лайков и 11 тысяч комментариев, но и став основой для петиции в Госдуму о расследовании ситуации в интернате. За четыре дня день петицию, созданную «Волонтерами Дагестана» подписали свыше 157 тысяч человек, что само по себе уже говорит об огромном общественном резонансе (www.change.org).

Вечером того же дня, 20 марта, на проблему в интернате обратил внимание депутат Госдумы от Дагестана Ризван Курбанов, к которому в Instagram обратились за помощью волонтеры из сообщества «Тут Дагестан». Записав короткое видеобращение, Курбанов обещал блогерам уже на следующий день в понедельник обратиться по данному факту с депутатским запросом в Генеральную Прокуратуру РФ, что собственно и сделал.

https://www.instagram.com/kurbanov_rizvan/

Конечно, депутат Ризван Курбанов, находящийся в сложных отношениях с руководством республики, не может рассчитывать на административную поддержку, и вынужден срочно исправлять свой имидж, который весьма подпорчен упоминаниями его имени в связи с убийством в 1998 году муфтия Дагестана Саидмагомед Хаджи Абубакарова. Ризван Курбанов сегодня имеет возможность переизбраться на новый срок, только выдвигаясь по одномандатному округу и рассчитывая на поддержку самих избирателей. В связи с этим он, естественно, готов хвататься за любую возможность самопиара, однако попытки противодействия ему в этом со стороны республиканских чиновников оказались еще более гнусными.

Официальная реакция из АГП РД на участие Ризвана Курбанова в проблеме детей выразилась в активизации работы межведомственной комиссии, которую с привлечением общественности возглавила уполномоченная по правам ребенка при главе РД Интизар Мамутаева. При этом следует понимать, что сам факт нарушений, выявленных общественностью в этом интернате, является темным пятном на репутации Мамутаевой, в виду чего можно достаточно уверенно можно говорить об отсутствии у нее заинтересованности в объективном расследовании. Соответствующими оказались и результаты выезда этой комиссии 21 марта в интернат.

http://www.rgvktv.ru/obshchestvo/39018

По результатам разговора, в ходе которого были обсуждены факты нарушений, изложенные бывшими воспитанниками Магомедом Абдуллаевым и Александром Буриченко, было озвучено решение о проведении детальной проверки. Видимо осознав угрозу уголовного преследования директор интерната Зарипат Умаханова в этот день написала заявление об уходе с занимаемой должности по собственному желанию, что несколько успокоило общественность республики. Однако уже на следующий день, 22 марта, глава Дагестана Рамзан Абдулатипов провел экстренное заседание Совета безопасности РД, где прозвучали неожиданные результаты еще одной проверки, проведенной в тот же день главой АГП Исмаилом Эфендиевым и первым вице-премьером Анатолием Карибовым.

В своем докладе Карибов сообщил, что медицинские работники провели осмотр всех детей, по результатам которого информация о наличии у детей синяков, ссадин, а также пролежней, опрелостей ввиду несоблюдения норм личной гигиены не подтвердилась. Было указано, что нельзя принимать за достоверные данные слова инвалидов с психическими заболеваниями, что сейчас делается представителями ряда СМИ. Также по словам Карибова оказалось, что, по утверждению родителей, их дети не желают находиться дома, так как чувствуют себя в «Заботе» комфортнее.

http://president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vnimaniya/glava-dagestan-provel-zasedanie-soveta-bezopasnosti-po-voprosam-soderzhaniya-detej-invalidov-v-dome-internate-zabota

Озвученные на заседании Совбеза результаты проведенной Эфендиевым и Карибовым проверки были незамедлительно опубликованы в Instagram Рамазана Абдулатипова, что привело к всплеску негодования уже взбудораженных пользователей сообщества «Тут Дагестан», начавших 22 марта бомбить аккаунт главы республики гневными, а нередко и оскорбительными комментариями. В этой критической ситуации, команда Тамары Чиненной совершила еще одну непоправимую ошибку, начав удалять критические комментарии и блокировать возмущенных пользователей.

Факт удаления комментариев и блокировки пользователей в Instagram Рамазана Абдулатипова быстро разнесся по всем социальным сетям, вызвав новый шквал негодования и насмешек, пользователей, которые начали делать скриношоты (снимки с экрана мобильных устройств) удаляемых комментариев и распространять их в своих аккаунтах и различных сообществах, что спровоцировало еще больший наплыв пользователей, начавших откровенно издеваться над главой республики и его пиар-командой.

Физически не справляясь с удалением огромного количества негативных комментариев, пресс-служба главы Дагестана была вынуждена 23 марта деактивировать его аккаунт в Instagram, надеясь на спад активности пользователей, что полностью разочаровало даже его самых верных сторонников. Одновременно с этим администратор сообщества «Тут Дагестан» стал получать в личной переписке различные серьезные угрозы с требованием прекратить освещение темы нарушений в интернате, что вызвало новую волну негодования пользователей.

Компенсировать имиджевые потери главы Дагестана 23 марта, очевидно, должно было заявление группы представителей проправительственных общественных организаций и журналистов, которая посетила интернат и с которой после этого встретился Рамазан Абдулатипов. Выступления всех общественников, блогеров и журналистов из этой группы предсказуемо сводились к тому, что информация о нарушениях в интернате не соответствует действительности и носит политический окрас. 

(http://president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vnimaniya/glava-dagestana-ramazan-abdulatipov-vstretilsya-s-predstavitelyami-obshchestvennykh-organizatsij-i-zhurnalistami).

В тот же день 23 марта республиканскими чиновниками было инициировано встречное обращение на имя Генерального прокурора и Детского омбудсмена России от родителей детей-инвалидов с просьбой наказать людей, разместивших фотографии их детей в голом виде. В обращении было отмечено, что фотографии с их детьми растиражированы с подачи депутатов Госдумы. Однако общественного мнения эти заявления изменить уже не могли, ведь сложно назвать родителями людей, отдавших своих детей в подобное учреждение, даже если бы там действительно были идеальные условия.

(http://www.riadagestan.ru/news/society/roditeli_vospitannikov_iz_internata_zabota_prosyat_nakazat_lyudey_vystavivshikh_fotografii_ikh_detey_v_obnazhennom_vide/).

Все попытки республиканских чиновников исправить ситуацию в этот день были окончательно разбиты официальным заявлением республиканского управления Следственного Комитета РФ, о том, что по факту нарушений в интернате возбуждено уголовное дело в рамках которого будет проведена доскональная проверка всех обстоятельств. Это заявление обнадежило Интернет-пользователей, которые проложили возмущаться в социальных сетях.

(http://dagestan.sledcom.ru/news/item/1024885/).

На следующий день, 24 марта, пытаясь объяснить события в блоге Абдулатипова, руководимое Тамарой Чиненной управление пресс-службы и информации распространило официальное заявление о том, что 23 марта на официальный аккаунт главы республики в Instagram была совершена атака команды кибер-ботов, после чего, во избежание выхода из строя, страница была временно закрыта, а в настоящее время предпринимаются меры по восстановлению аккаунта. 

http://president.e-dag.ru/novosti/zayavleniya-obrashcheniya/zayavlenie-upravleniya-press-sluzhby-i-informatsii-administratsii-glavy-i-pravitelstva-rd

Не пожелав проконсультироваться со специалистами, и неосмотрительно выступив с подобным заявлением, Тамара Чиненная допустила очередные ошибки. Первая ошибка в тоим, что Instagram, как и любой другой блогхостинг, построен на едином доменном имени, и соответственно вывод из строя одного отдельного аккаунта путем «атаки кибер-ботов» невозможен в принципе. Для того чтобы вывести из строя аккаунт Рамазана Абдулатипова, необходимо нарушить работу всей серверной платформы сети Instagram, для чего требуется одновременно задействовать миллионы компьютеров. Неудивительно, что сделать это пока никому не удавалось.

Однако главная ошибка в заявлении пресс-службы Рамазана Абдулатипова кроется не в пренебрежении к техническим терминам и незнании принципов работы Интернет-ресурсов. Роковая ошибка Тамары Чиненной в том, что сотни тысяч возмущенных дагестанских Интернет-пользователей с ее легкой руки были пренебрежительно названы «кибер-ботами».

Поддержать позицию Рамазана Абдулатипова попытался и спикер НС РД Хизри Шихсаидов, который на сессии республиканского парламента 24 марта заявил, что «кто-то пиарится на доме-интернате «Забота». Не назвав конкретных имен, Шихсаидов тем не менее подчеркнул, что «за шумихой вокруг интерната стоят определенные силы». Это заявление лишь подчеркнуло события, которые происходили в этот день в Москве.

(http://www.dag.aif.ru/politic/hizri_shihsaidov_kto-to_paritsya_na_dome-internate_zabota).

В тот же день, 24 марта, в Москве состоялась запись телепередачи «Пусть говорят», которая выходит в эфире Первого канала федерального телевидения и обладает многомиллионной аудиторией, в записи которой принял участие депутат Ризван Курбанов. Этот выпуск телепередачи, который ее ведущий Андрей Малахов посвятил ситуации в интернате «Забота», должен выйти в эфир в понедельник 28 марта. Согласно появившимся в Интернете комментариям, в ходе записи этой передачи точка зрения республиканского руководства была полностью разгромлена гневными выступлениями представителей общественности.

Разгром официальной позиции республиканского руководства нельзя назвать ничем иным, как очередным результатом халатного отношения к своей работе Тамары Чиненной, которая направила для участия в эфире директора бюджетного РИА «Дагестан» Магомеда Магомедова и его подчиненного Мухтара Амирова, который посещал интернат 23 марта в составе группы проправительственных блогеров журналистов и общественников.

Не являясь авторитетными лидерами общественного мнения и не разобравшись до конца в ситуации, Магомедов и Амиров, по словам очевидцев, не сумели совершенно ничего противопоставить доводам общественности и очевидно окажутся в роли козлов отпущения после выхода передачи в эфир. Однако это уже никаким образом не спасет окончательно утраченный имидж Рамазана Абдулатипова, павшего жертвой интриг собственных приближенных, что можно понять проанализировав хронологию событий.  

Действуя из искренних побуждений и желая помочь страдающим детям, Алиев устроил разнос руководству интерната, что совпадало с позицией и самого Рамазана Абдулатипова, поставившего ему установку освещать существующие проблемы и предпринимать все возможные меры для их решения. Действовал Алиев непросто, как чиновник, но именно как та охотничья собака, о которой сказал в одном из своих выступлений Рамазан Абдулатипов, и которой, по мнению главы республики, должны являться все чиновники, чтобы ежедневно приносить своему народу «добычу». 

Встревоженная Алиевым в болоте республиканского Минтруда «жирная дичь»  (прекрасный информационный повод для пиара), тяжело взмахивая крыльями, взлетела над «камышами» чиновничьей круговой поруки. Чиновникам из окружения Абдулатипова оставалось ее только подстрелить, чтобы не только спасти детей от дальнейших издевательств, но и заодно укрепить политический авторитет главы Дагестана и улучшить к нему простое человеческое отношение дагестанцев. Однако «поднимать ружья» никто из ответственных чиновников совсем не спешил. Ситуация вновь уперлась в чиновничье кумовство, интриги и коррупцию, в то время как выявленные в интернате нарушения уже вызвали настоящую бурю в социальных сетях.

Внезапный депутатский запрос Курбанова, который дружит с генеральным прокурором страны Юрием Чайкой, вызвал незамедлительную реакцию, как в надзорном ведомстве, которое начала собственную проверку изложенных в его жалобе фактов, так и в администрации Рамазана Абдулатипова, где вместо того, чтобы подхватить поднятое Алибеком Алиевым знамя, попытались замять ситуацию и сделать вид, что в пансионате все в порядке.

Вместо того чтобы перехватить у депутата инициативу и помочь Рамазану Абдулатипову улучшить свой имидж, республиканские чиновники стали ему наперебой советовать приостановить дальнейшее расследование нарушений в интернате и оставить все на своих местах. Их реакция была вполне объяснимой, ведь у каждого из них были свои интересы, совершенно далекие он интересов Абдулатипова. Чтобы понять причины такого репутационного провала нужно понять мотивацию каждого из них.

В ситуации с интернатом, начальник управления пресс-службы и информации АГП РД Тамара Чиненная руководствовалась своей личной неприязнью к Алибеку Алиеву, который неоднократно критиковал ее за неспособность выстроить грамотный пиар-кампанию главы республики. Авторитарные действия Чиненной в медийной среде, а также ее категорическое нежелание играть в единой команде сторонников Абдулатипова, привели к тому, что действующий по указанию главы республики Алибек Алиев не только не может опираться на медиа-ресурсы Чиненной, но вынужден выстраивать независимую от нее команду журналистов и блогеров для реализации альтернативной пиар-кампании Абдулатипова.

Создавшаяся таким образом фрагментарность используемых сторонниками Абдулатипова медиа-ресурсов, привела к печальным результатам и в этот раз, когда медиа-команда Алибека Алиева создала прекрасный информационный повод для пиара главы республики. Однако, действуя исключительно назло Алибеку Алиевой, команда Чиненной не пожелала должным образом среагировать на этот информационный повод, и «принести добычу» дагестанскому народу и главе республики.

Стоит отметить, что команда Чиненной, действуя своими «деревянными руками» и видимо руководствуясь серым веществом из того же материала, в принципе, и не была способна грамотно отработать полученный от Алибека Алиева информационный пас.Выстраивая работу с журналистами и блогерами по принципу «я начальник – ты дурак», Чиненная окончательно лишила Администрацию Абдулатипова действенных рычагов воздействия на общественное мнение, испортив отношения со всеми авторитетными представителями республиканской медиасферы.

В системе, которую выстроила Чиненная в руководимом ею Управлении пресс-службы и информации АГП РД, под термином «информационная работа» сегодня понимается исключительно сбор и документирование критических комментариев дагестанских журналистов и блогеров в социальных сетях для последующего ознакомления с ними главы республики. Созданная таким образом атомосфера репрессий и доносительства уже отпугнула от команды Абдулатипова даже тех представителей медиасреды, которые ранее относились к его персоне достаточно нейтрально.

В свою очередь, мотивацией руководителя АГП РД Исмаила Эфендиева видимо является его давнее взаимовыгодное сотрудничество с руководящей интернатом с 2007 года  Зарипат Умахановой, и ранее руководившей учреждением ее матерью Умхайбат Маликовой. Известно, что возглавлявший с 1997 по 2013 год министерство труда и соцразвития Эфендиев выстроил в этом ведомстве очень строгую дисциплину, добившись от своих подчиненных и руководителей подведомственных учреждений неукоснительного соблюдения «финансовой субординации», которая затрагивала все сферы работы, в том числе вопросы назначения на должности и распределения бюджетных средств.

Несложно догадаться, что в таких условиях Эфендиеву просто не выгодно добиваться увольнения Зарипат Умахановой, а тем более привлечения ее к уголовной ответственности. В ходе следствия по делу об издевательстве над детьми могут всплыть иные, в том числе финансовые нарушения, которые могут послужить основой для возбуждения уголовных дел уже в отношении иных, весьма высокопоставленных фигурантов.

Заинтересованной стороной в конфликте общественности с директором интерната оказался и председатель Народного Собрания республики Хизри Шихсаидов, которого, как оказалось, связывают давние дружеские отношения с семьей Умхайбат Маликовой, ранее руководившей интернатом. Частой гостьей в доме Шихсаидова, по словам информированных источников, является и ее дочь Зарипат Умаханова, а, как известно,  у нас в Дагестане не принято ходить в гости «с пустыми руками».

Напомним, что 25 августа 2015 года, в ходе посещения интерната «Забота» Хизри Шихсаидов наградил Зарипат Умаханову почетной грамотой НС РД «за добросовестную плодотворную работу и активную общественную деятельность», а специалисту по социальной работе Умухайбат Маликовой (которой уже исполнился 91 год) вручил памятные именные часы Председателя НС РД (http://www.nsrd.ru/pub/novosti/hizri_shihsaidov_posetil_detskiy_dom_internat_25_08_2015). 

В итоге, благодаря «добрым советам» вышеназванных чиновников, которые они давали главе республики, а также их пренебрежению к настроениям возмущенной общественности, достаточно незначительный инцидент в интернате привел к тому, что Рамазан Абдулатипов окончательно потерял в глазах дагестанцев не только свой авторитет грамотного политика и народного лидера, но и перестал существовать для большинства жителей республики просто как человек.

P.S. С учетом того, что эта сокрушительная информационная победа не стоила противникам Абдулатипова практически ни гроша, тот же Ризван Курбанов, как порядочный человек, должен сделать чиновникам Абдулатипова хорошие подарки. К примеру, подарить Тамаре Чиненной новенький Land Cruiser 200.